Отчет

о результатах проверки соблюдения установленного порядка управления

 и распоряжения имуществом, находящимся в собственности

Полевского городского округа и переданного в хозяйственное ведение

и законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств бюджета Полевского городского округа, выделенных  муниципальному унитарному предприятию «Пассажирское автотранспортное предприятие» Полевского городского округа

25 января 2013 года                                                                                                   г. Полевской

Основание проверки

Пункт 1.5 раздела 1 плана работы Счетной палаты Полевского городского округа на 2012 год, утвержденного распоряжением Счетной палаты Полевского городского округа от 26.03.2012 №5.

Цель контрольного мероприятия

Цель 1. Проверка соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Полевского городского округа и переданного в хозяйственное ведение муниципального унитарного предприятия «Пассажирское автотранспортное предприятие» Полевского городского округа.

 Цель 2. Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств бюджета Полевского городского округа, выделенных муниципальному унитарному предприятию «Пассажирское автотранспортное предприятие» Полевского городского округа.

Объект проверки

Муниципальное унитарное предприятие «Пассажирское автотранспортное предприятие» Полевского городского округа (сокращенное наименование – МУП «ПАТП» ПГО).

Предмет проверки

Нормативные правовые акты, регулирующие деятельность МУП «ПАТП» ПГО, устанавливающие порядок управления и распоряжения имуществом, переданным на праве хозяйственного ведения муниципальному унитарному предприятию, а также регулирующие правильность исчисления, полноту и своевременность внесения в местный бюджет доходов от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей. Учредительные документы, платёжные документы, договоры, бухгалтерская и финансовая отчётность. Иные документы, позволяющие обеспечить проверку целевого использования имущества, провести анализ результативности использования имущества, анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, определить результаты финансового контроля за использованием имущества.

Проверяемый период

2010, 2011 годы и 9 месяцев 2012 года.

Срок проверки

С 01 ноября 2012 года по 25 января 2013 года.

Состав рабочей группы

Инспекторы Счетной палаты Полевского городского округа  Фарнина Т.Е., Пряхина Т.В.

По результатам проверки Счетной палатой составлен акт от 25.01.2013.  Акт проверки передан МУП «ПАТП» ПГО 05.02.2013 года.

В установленный срок,  в течение пяти рабочих дней, в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 07.02.2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и ст. 18 Положения о Счетной палате Полевского городского округа, утвержденного решением Думы Полевского городского округа от 15.12.2011 года № 436, в Счетную палату поступили пояснения и замечания муниципального унитарного предприятия «Пассажирское автотранспортное предприятие» Полевского городского округа (далее также – МУП «Пассажирское автотранспортное предприятие», МУП «ПАТП», предприятие). Счетной палатой Полевского городского округа пояснения и замечания приняты и включены в отчет.

Сведения о предыдущей проверке предприятия

Предыдущая проверка финансово-хозяйственной деятельности МУП «Пассажирское автотранспортное предприятие» была проведена Счетной палатой Думы Полевского городского округа 25.03.2008 года за период деятельности предприятия 2005-2007 годы.

В целях устранения недостатков, выявленных предыдущей проверкой, повышения эффективности использования муниципального имущества, Счетной палатой даны рекомендации, которые органом местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа выполнены не в полном объеме, а именно:не внесены изменения в Устав МУП «ПАТП» в части определения направления использования прибыли, не утверждена бухгалтерская отчетность предприятия, не приняты решения о проведении обязательного аудита бухгалтерской отчетности за 2008 и 2009 годы, не утверждены показатели экономической эффективности деятельности  предприятия.

Результаты контрольного мероприятия

Цель 1. Проверка соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Полевского городского округа и переданного в хозяйственное ведение муниципального унитарного предприятия «Пассажирское автотранспортное предприятие» Полевского городского округа

МУП «ПАТП» является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ним собственником на праве хозяйственного ведения. Собственником имущества МУП «ПАТП» является муниципальное образование Полевской городской округ. От имени муниципального образования права собственника имущества осуществляет орган местного самоуправления Управления муниципальным имуществом Полевского городского округа (далее также – Управление муниципальным имуществом), который также является учредителем предприятия.

Размер уставного фонда предприятия согласно учредительным документам составляет 927,259 тыс.руб.

Имущество, переданное учредителем и приобретенное МУП «ПАТП» в результате хозяйственной деятельности, принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения и является муниципальной собственностью.

В соответствии со статьями 113, 114 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьёй 9 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ                «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» учредительным документом унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его Устав, утверждаемый уполномоченным органом.

В нарушение пункта 4 статьи 9 Федерального закона от 14.11.2002          № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях» в Уставе предприятия не содержаться сведения о направлениях использования прибыли. Согласно Уставу руководство предприятия вправе определять направления использования прибыли самостоятельно.

Основными целями предприятия являются:

- удовлетворение потребностей населения в пассажирских перевозках;

- оказание услуг организациям города и населению заказными автобусами с целью получения прибыли.

Согласно действующему Уставу МУП «ПАТП» вправе осуществлять следующие виды деятельности:

- осуществление перевозки пассажиров маршрутными автобусами;

- оказание услуг организациям города по перевозке рабочих и населению в разовых поездках;

- оказание услуг населению по техническому обслуживанию, ремонту, мойке автомобилей;

- торгово-закупочная деятельность;

- оказание услуг по предрейсовому и послерейсовому медицинскому осмотру водителей.

 На основании действующей лицензии (регистрационный                          № АСС-66 – 001249, от 08.06.2006г.), выданной  на основании приказа Уральского управления Госавтодорнадзора Министерства транспорта РФ от 08.06.2006г. № 283  МУП «ПАТП» осуществляет перевозки пассажиров автотранспортом (более 8 человек).

На основании действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности (регистрационный номер № 66-01-000385 от 09.11.2006), МУП «ПАТП» предоставляет услуги по предрейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств.

20 апреля 2009 года между Администрацией Полевского городского округа и МУП «ПАТП», в результате открытого конкурса, заключены договоры об организации перевозок пассажиров по маршруту (маршрутам) регулярного пользования транспортом общего пользования по маршрутам №№ 102, 103, 105, 106, 109, 114, 120, 145.

По маршрутам №№ 120, 145 и 109 пассажирские перевозки осуществлялись МУП «ПАТП» самостоятельно.

В отношении маршрутов № 102, 103, 105, 106, 109 и 114 деятельность МУП «ПАТП» заключалась в привлечении к обслуживанию маршрутов предпринимателей, имеющих собственные лицензии на право осуществлять деятельность по перевозке.

По договору от 05.02.2009 г.  № 10/142 о совместном обслуживании населения пассажирскими автотранспортными перевозками (с дополнительным соглашением от 01.01.2010 г.) МУП «ПАТП» возложило обязанности осуществлять пассажирские перевозки по маршрутам № 102, 103, 105 на индивидуального предпринимателя Демидович А.С. с 05.02.2009 по 31.12.2010.

По договору от 01.01.2011 г. № 10/327 о совместном обслуживании населения пассажирскими автотранспортными перевозками (с дополнительным соглашением от 01.01.2012 г.)  МУП «ПАТП» возложило обязанности осуществлять пассажирские перевозки по маршрутам № 103 и 105 на индивидуального предпринимателя Демидович А.С с 01.01.2011 по 30.04.2012г.

По договору № 10/172 о совместном обслуживании населения пассажирскими автотранспортными перевозками от 01.05.2009 г. МУП «ПАТП» возложило обязанности осуществлять пассажирские перевозки по маршрутам № 106, 109, 114 на индивидуального предпринимателя        Шахмину А.М. с 01.05.2009 по 15.10.2011 г. (по соглашению о расторжении договора от 15.10.2011 г.).

Несмотря на наличие договора № 10/172 о совместном обслуживании населения пассажирскими автотранспортными перевозками от 01.05.2009 г. с ИП Шахминой А.М. выполнение перевозок по маршруту № 109 «Автовокзал - к/с «Малахит» в 2010, 2011 и 2012 годах предприятие выполняло самостоятельно, что отражено в пояснениях и разногласиях директора МУП «ПАТП» и подтверждено графиками работы автопарка, данными контрольных журналов движения автобусов МУП «ПАТП», путевыми листами автобусов (дополнительно представленными в Счетную палату к пояснениям и разногласиям).

По договору  от 01.05.2011 г. № 10/346 о совместном обслуживании населения пассажирскими автотранспортными перевозками МУП «ПАТП» возложило обязанности осуществлять пассажирские перевозки по маршруту    № 114 на индивидуального предпринимателя Краснова В.А. с 01.05.2011 по 30.09.2011 г.

В обязанности МУП «ПАТП» по указанным договорам входило предоставление предпринимателям, фактически осуществляющим обслуживание маршрута, утвержденной схемы движения по маршруту, с указанием опасных участков, правил перевозок и расписания движения по маршрутам, в соответствии с графиком выхода на линию, а также по договору № 10/172 предоставление копий паспортов маршрутов.

Согласно договорам об организации перевозок пассажиров по маршрутам регулярного пользования транспортом общего пользования, заключенных между Администрацией Полевского городского округа  и МУП «ПАТП»,  предприятию дано право заключать договоры с другими перевозчиками на совместное использование маршрута, однако предприятие фактически передало права на  осуществление  регулярных  перевозок  пассажиров  на маршрутах другим перевозчикам.

Договоры о совместном обслуживании населения пассажирскими автотранспортными перевозками являлись возмездными, согласно условиям договоров МУП «ПАТП» получало от индивидуальных предпринимателей ежемесячную плату за каждый маршрут.

В соответствии с Положением об организации на территории Полевского городского округа пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования, утвержденным решением Думы Полевского городского округа от 30.12.2008 № 724 и Положением об организации транспортного обслуживания населения на территории Полевского городского округа автомобильным транспортом общего пользования, утвержденным решением Думы Полевского городского округа от 15.04.2010 № 101 перевозчик получает право выполнения регулярных пассажирских перевозок на одном или нескольких маршрутов общественного транспорта по результатам соответствующего конкурса, т.е. возложение на перевозчика обязанностей по обслуживанию маршрутов должно осуществляться только на конкурсной основе.  Согласно указанным Положениям решение о проведении конкурса принимается Главой Полевского городского округа, конкурс на право заключения договора об осуществлении пассажирских перевозок проводится Администрацией  Полевского городского округа, а пассажирские перевозки выполняются на условиях договора об осуществлении пассажирских перевозок, заключаемого Администрацией Полевского городского округа с перевозчиком.

Следовательно, передача права на  осуществление  регулярных  перевозок  пассажиров на маршруте (маршрутах) третьей стороне допускаться не должно. Маршрут предоставляется перевозчику – победителю конкурса по итогам конкурса на основании заключенного договора. Таким образом, приобретение маршрута путем заключения сделки с владельцем маршрута не законно.

В выявленных обстоятельствах, могут иметь место признаки нарушения п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ          «О защите конкуренции», выразившиеся в предоставлении хозяйствующим субъектам-перевозчикам  (ИП Демидович А.С., ИП Шахмина А.М., ИП Краснов В.А.), преимущества, которое обеспечивало им более выгодные условия деятельности по осуществлению пассажирских перевозок, путем передачи им по договорам о совместном обслуживании населения пассажирскими автотранспортными перевозками объектов гражданских прав (муниципальной преференции) с нарушением порядка, установленного главой 5 Федерального закона «О защите конкуренции».

Согласно пояснений директора  МУП «ПАТП», предприятие, заключив договоры с индивидуальными предпринимателями на совместное обслуживание населения пассажирскими автотранспортными перевозками, одновременно провело работы по сокращению  (списанию) подвижного состава, сокращению кондукторов (водители уволены переводом).  В результате у предприятия сложилась нехватка транспортных единиц, водителей и кондукторов для самостоятельного выполнения условий договоров, заключенных с Администрацией ПГО.

В пояснениях и замечаниях данных к акту проверки МУП «ПАТП» не считает договоры на совместное обслуживание маршрутов передачей прав на осуществление регулярных перевозок пассажиров, т.к. со стороны предприятия осуществлялся контроль за регулярностью перевозок, диспетчерской службой предприятия контролировалось движение автобусов, составлялись отчеты по выполнению рейсов, что не делалось самими предпринимателями.

Согласно пункту 3 статьи 425 Гражданского кодекса РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

В договорах об организации перевозок пассажиров по маршруту (маршрутам) регулярного пользования транспортном общего пользования, заключенных  Администрацией ПГО и МУП «ПАТП» определен период оказания услуг и момент его истечения - в течение трех лет с момента подписания таких договоров (20 апреля 2009 года), следовательно, срок их действия истек 20 апреля 2012 года.

После окончания срока действия вышеуказанных договоров МУП «ПАТП» продолжало осуществлять пассажирские перевозки по маршрутам №№ 109, 120 и  145, в нарушение требований решения Думы Полевского городского округа от 15.04.2010 г. № 101 «Об утверждении Положения об организации транспортного обслуживания населения  на территории Полевского городского округа автомобильным транспортом общего пользования» без договоров на право осуществления пассажирских перевозок, заключенных по итогам конкурса.

Тарифы на перевозку пассажиров в общественном транспорте пригородного сообщения рассчитаны исходя из установленного постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 28.05.2008 N 75-ПК (с изменениями от 24.09.2010 года № 118-ПК) тарифа за пассажиро-километр и утверждены директором МУП «ПАТП» (приказ от 18.10.2010 года № 159).

Тарифы на предоставление услуг сторонним организациям на территории МУП «ПАТП» (стоянка в боксе, стоянка на открытой площадке, пользование смотровой канавой, наружная мойка автомобиля, ТО-1, проверка на содержание СО, проверка на дымность, прочие работы) и тарифы на предоставление услуг по медицинскому осмотру водителей сторонних организаций утверждены директором предприятия.  В расчет тарифа на предоставление услуг сторонним организациям, кроме прямых затрат включена рентабельность (прибыль) в размере 15%. Следует отметить, что утверждение тарифов на возмездные услуги осуществлено МУП «ПАТП» в нарушение        ст. 424 Гражданского кодекса РФ,  подп. 4 п. 1 ст. 17 и подп. 6 п. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в отсутствии соответствующего правового акта органа местного самоуправления.

Согласно ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

На основании подп. 4 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003          N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, наделены органы местного самоуправления.

Следовательно, законодательством не предусмотрено право руководителя муниципального унитарного предприятия самостоятельно формировать цены и устанавливать тарифы на услуги, это компетенция органов местного самоуправления.

 Согласно п. 2.2.2 решения Думы Полевского городского округа от 26.04.2007 № 382 «О порядке установления тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями Полевского городского округа» регулирование тарифов на услуги муниципального унитарного предприятия «Пассажирское автотранспортное предприятие» входит в компетенцию Главы Полевского городского округа.

Порядок управления и распоряжения имуществом, переданным на праве хозяйственного ведения предприятию, регулировался статьями 294 и 295 Гражданского кодекса РФ, Федеральным законом от 14.11.2002   № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Уставом Полевского городского округа, Положениями, утвержденными решениями Думы Полевского городского округа[1], постановлениями и распоряжениями Главы Полевского городского округа, приказами Управления муниципальным имуществом Полевского городского округа.

По договору о передаче муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 01.01.1994 года № 4 (зарегистрированному в Полевском бюро технической инвентаризации 20.08.1994) Полевской городской комитет по управлению имуществом  предоставил предприятию на праве полного  хозяйственного ведения основные средства в количестве 210 единиц восстановительной стоимостью 3 268 718,1 тыс. руб. (неденоминированных).

Согласно договорам о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 01.08.2011 № 4-ХВ-2011, от 09.11.2011 года            № 1-ХВ-2010, от 24.06.2011 года № 2-ХВ-2010 в хозяйственное ведение предприятия передано муниципальное имущество в количестве 43 объектов стоимостью 55 478,9 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 6 раздела III Положения «О порядке передачи имущества Полевского городского округа на праве хозяйственного ведения и оперативного управления», утвержденного решением Думы Полевского городского округа от 08.06.2006 № 203, при приобретении, списании, ином движении имущества предприятия, а также при безвозмездной передаче его на баланс предприятию от иных юридических лиц любой формы собственности Управление муниципальным имуществом оформляет дополнительное соглашение к договору о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения.

В нарушение указанного Положения Управлением муниципального имущества не оформлены дополнительные соглашения к договору о передаче муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 01 января 1994 года № 4, к договорам о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 24 июня 2011 года № 2-ХВ-2011, от 01 августа 2011 года № 4-ХВ-2011, от 09 ноября 2010 № 1-ХВ-2010 при приобретении, списании, ином движении имущества предприятия.  В результате по состоянию на 1 октября 2012 г. 65 объектов муниципальной собственности балансовой стоимостью 13 727,7 тыс. руб. не учтено в составе имущества, на которое у предприятия имеется право хозяйственного ведения, в том числе:

здания – 7 объектов стоимостью  3 135,5 тыс. руб.; 

сооружения – 1 объект стоимостью  35,7 тыс. руб.;

рабочие машины и оборудование – 17 объектов стоимостью 881,6 тыс. руб.;

измерительные и регулирующие устройства – 6 объектов стоимостью 59,1 тыс. руб.;

вычислительная техника – 8 объектов стоимостью 121,9 тыс. руб.;

транспортные средства – 18 объектов стоимостью  9 451,0 тыс. руб.;

хозяйственный инвентарь – 5 объектов стоимостью 36,7 тыс. руб.;

торговое оборудование – 3 объекта стоимостью 6,2 тыс. руб.

На вышеперечисленное имущество отсутствует юридическое оформление права хозяйственного ведения в соответствии с Положением «О порядке передачи имущества Полевского городского округа на праве хозяйственного ведения и оперативного управления», утвержденного решением Думы Полевского городского округа от 08.06.2006 № 203.

Согласно представленных предприятием сведений,  по состоянию на 01.10.2012 года МУП «ПАТП» использует 17 объектов недвижимого имущества без регистрации права хозяйственного ведения, планируемая дата  регистрации прав: декабрь 2012 года – март 2013 года.

По состоянию на 01.10.2012 года на балансе предприятия находилось имущество, в количестве 106 объектов  балансовой стоимостью 69 034,2 тыс. руб., в том числе:

здания - 19 объектов стоимостью 36 466,0 тыс. руб.;

сооружения - 4 объекта стоимостью 970,4 тыс. руб.;

передаточные устройства – 2 объекта стоимостью 531,2 тыс. руб.;

рабочие машины и оборудование – 31 объект стоимостью 992,1 тыс. руб.;

измерительные и регулирующие устройства – 6 объектов стоимостью 59,1 тыс. руб.;

вычислительная техника – 8 объектов стоимостью 121,9 тыс. руб.;

транспортные средства  - 28 объектов стоимостью 29 850,6 тыс. руб.;

хозяйственный инвентарь – 5 объектов стоимостью 36,7 тыс. руб.;

торговое оборудование – 3 объекта стоимостью 6,2 тыс. руб.

В 2010 году предприятием получены от ОМС Управление муниципальным имуществом ПГО автобусы марки НЕФАЗ в количестве 2 шт., стоимостью 6 752,0 тыс. руб., имущество закреплено на праве хозяйственного ведения договором от 09.11.2010г. № 1-ХВ-2010.

В 2011 году предприятием приобретена автомойка Karcher стоимостью 56,9 тыс. руб. и от ОМС Управление муниципальным имуществом ПГО передана по договору о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 24 июня 2011 года № 2-ХВ-2011 автомашина пожарная ЗИЛ-130 в количестве 1 шт. балансовой стоимостью 70 000 руб. 

Автомашина пожарная ЗИЛ-130 не предназначена для целей деятельности предприятия и им не используется. Директором предприятия даны пояснения, что пожарная машина,  находится по адресу: г. Полевской,     с. Мраморское, ул. 40 лет Октября, 23 на территории ЗАО «Уральский Мрамор».  Договор передачи имущества на ответственное хранение с ЗАО «Уральский Мрамор»  отсутствует. Предприятием не осуществляется содержание указанного имущества и не обеспечивается его сохранность.

В течение 2010 года с баланса предприятия списано 22 объекта основных средств (транспортные средства) балансовой стоимостью 8 919,0 тыс. руб. Причиной списания указана коррозия кузова и износ основных агрегатов. Акты на списание автотранспортных средств согласованы с собственником имущества подписью начальника и печатью ОМС Управление муниципальным имуществом ПГО.  Списанные автотранспортные средства сданы предприятием в металлолом. Доходы от утилизации списанных автотранспортных средств и агрегатов поступили на счет предприятия в сумме 533,0 тыс. руб.

В течение 2011 года списано 17 объектов основных средств балансовой стоимостью 1 178,6 тыс. руб., в том числе транспортные средства - 2 автобуса ПАЗ 32053, первоначальной стоимостью 1 139,8 тыс. руб. Причиной списания указана коррозия кузова.

За 9 месяцев 2012 года списано с баланса предприятия автозаправочная колонка 1991 года ввода в эксплуатацию, балансовой стоимостью 130,277 тыс. руб. Причиной списания указана коррозия металла.

В аренде у предприятия до 2060 года находятся три земельных участка, общей площадью 53 713,0 кв. м. На земельных участках расположены автоколонна, административное здание (г. Полевской, ул. Володарского, 101), автостанция (г. Полевской, ул. Володарского, 72) и автовокзал (г. Полевской, ул. Р. Люксембург, 20).

Кадастровые паспорта земельных участков  (выписки из государственного кадастра недвижимости) получены на все земельные участки 11 июля 2011 года.      Договоры аренды земельных участков от 19.08.2011 года № 71-11-Ю, № 72-11-Ю, № 73-11-Ю, заключены между МУП «ПАТП» и Управлением муниципальным имуществом, действующим  от имени Полевского городского округа, на основании постановлений Главы Полевского городского округа от 08.08.2011 года № 2061,        № 2066, № 2065.

Годовая арендная плата предприятия за три земельных участка составляет 369,7 тыс. руб.

В проверяемом периоде предприятием осуществлялась деятельность по сдаче муниципального недвижимого имущества в аренду, в том числе нежилых помещений, находящихся в здании автовокзала и рекламных мест                     (г. Полевской, ул. Р. Люксембург, 20), нежилых помещений, находящихся в здании автостанции и части платформы (г. Полевской, ул. Володарского, 72), нежилых помещений, находящихся в административном здании предприятия и здании мойки, а также закрытой площадки для учебной езды (г. Полевской,    ул. Володарского, 101).

Всего в проверяемом периоде действовало 27 договоров аренды нежилых помещений, из которых 11 договоров заключены в 2010-2012 годах.  Все договоры аренды, заключенные в проверяемом периоде заключены сроком на 11 месяцев, соответственно государственная регистрация права пользования имуществом по таким договорам не осуществлялась.

На право заключения договоров аренды муниципального недвижимого имущества предприятием проведены  конкурсы по 6 объектам,  по результатам проведения конкурса составлены протоколы. Все конкурсы признаны не состоявшимися, так как по каждому лоту подана только одна заявка, и договоры заключены с единственным заявителем.

Также предприятием проведен открытый конкурс на право заключения договора аренды рекламного места, расположенного по адресу г. Полевской, ул. Р. Люксембург,20, площадью 33 кв.м и части платформы на территории Полевской автостанции, расположенной по адресу ул. Володарского, 72, площадью 33 кв.м. Договоры аренды заключены МУП «ПАТП» с единственными заявителями.

В нарушение ст.17.1 Федерального закона от 27.06.2006 № 135-ФЗ         «О защите конкуренции» договоры аренды заключены без  проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров по следующим объектам недвижимого имущества: 

нежилое помещение, расположенное в здании автовокзала, площадью 9,7 кв.м  (договор аренды № 10 /347 от 01.03.2011 с ИП Тюшнякова Т.К.);

нежилое помещение, расположенное в здании автовокзала, площадью 16,3 кв.м  (договора аренды № 10 /389 от 01.11.2011 с Филиалом ОАО Межотраслевой страховой центр).

Ежемесячная арендная плата по договорам, заключенным в проверяемом периоде, установлена по согласованию сторон, без проведения рыночной оценки.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае распоряжения муниципальным унитарным предприятием имуществом, закрепленным за ним в хозяйственное ведение, если распоряжение имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации допускается с согласия собственника этого имущества.

Все договоры аренды, заключенные в проверяемом периоде, согласованы начальником ОМС Управление муниципальным имуществом, однако не соблюдена форма согласования. Согласно абзаца 2 пункта 3 Раздела                 III Положения «О порядке передачи имущества Полевского городского округа на праве хозяйственного ведения и оперативного управления», утвержденного решением Думы Полевского городского округа от 08.06.2006 № 203, согласие собственника на распоряжение предприятием недвижимым имуществом оформляется Приказом Управления муниципальным имуществом, а не визой начальника Управления на договоре аренды.

Предприятие за проверяемый период от сдачи имущества в аренду получило 8530 тыс. руб., в том числе в 2010 году - 2049 тыс. руб., в 2011 году – 3627 тыс. руб., в 2012 году – 2854 тыс. руб.

Отражение в бухгалтерском учете доходов, полученных от сдачи имущества в аренду, велось на счете 80 "Прибыли и убытки" (т.к. этот вид деятельности не включен в устав предприятия, услуги по сдаче в аренду имущества не являются основным видом деятельности предприятия).

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99", утвержденным приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н доходы, полученные предприятием от предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов, когда это не является предметом деятельности предприятия, отнесены к прочим доходам предприятия.

Расходы, связанные с предоставлением в аренду имущества на счете 80 "Прибыли и убытки" не учтены и в составе прочих расходов предприятия не отражены.

Финансово-хозяйственная деятельность  предприятия

В проверяемом периоде финансово-хозяйственная деятельность МУП «Пассажирское автотранспортное предприятие» ПГО осуществлялась на основании утвержденных директором предприятия производственных и финансовых планов, планов по труду и заработной плате, мероприятий по увеличению доходов и оптимизации расходов, но при отсутствии программы деятельности предприятия, утвержденной в установленном порядке Главой Полевского городского округа или заместителем Главы Полевского городского округа, курирующим деятельность предприятия, что является нарушением  п.2.2 Порядка планирования финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий Полевского городского округа, утвержденного постановлением Главы Полевского городского округа от 19.05.2008 № 536 (далее – Порядок планирования финансово-хозяйственной деятельности).

Согласно п. 3.2. Порядка планирования финансово-хозяйственной деятельности отдел по экономике Администрации Полевского городского округа в установленные сроки согласовывает планы деятельности предприятий и представляет на утверждение Главе Полевского городского округа или заместителю Главы Полевского городского округа, курирующему деятельность предприятия.

Из перечисленных выше планов МУП «ПАТП» гриф согласования Администрацией ПГО имеет только проект финансового плана предприятия на 2012 год.

В нарушение пп.12 п.1 ст. 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" собственником имущества предприятия не установлены значения показателей экономической эффективности деятельности МУП «ПАТП» на 2010, 2011 и 2012 годы, в нарушение п. 1 п.п.9 статьи 20 указанного закона собственник имущества унитарного предприятия не осуществлял контроль за выполнением показателей экономической эффективности деятельности предприятия и не осуществлял утверждение бухгалтерской отчетности и отчетов предприятия.

Для проверки представлены не утвержденные в установленном порядке отчеты о работе МУП «ПАТП» и экспресс-информация о финансовой деятельности предприятия за 2010, 2011 и 9 месяцев 2012 года.

Анализ исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности МУП «ПАТП» за проверяемый период представлен в приложении к отчету (приложения №№ 2,3).

В 2010 году получено 131,7% от запланированных доходов предприятия, в 2011 году – 110,0%, за 9 месяцев  2012 года – 104,2%. Расходы исполнены в 2010 году на 129,8% от плана, в 2011 году – 120,6%, за 9 месяцев 2012 года 107,8%.

Увеличение расходов предприятия за 2010 год по сравнению с 2009 годом объясняется следующими факторами:

- рост амортизационных отчислений за счет новых автобусов НЕФАЗ;

- затратами на капитальный ремонт туалета и посадочных площадок на автовокзале, автостанции, бытовых помещений производственного комплекса, контрольно-пропускного пункта на территорию предприятия, приобретение двигателя, агрегатов, запчастей на восстановление автобуса марки КИА;

- списание непригодного подвижного состава с остаточной стоимостью.

Рост средней заработной платы объясняется сокращением в 2009 году категорий работающих, имевших заработную плату ниже средней по предприятию и повышением на 15% заработной платы работникам предприятия с 01.01.2010 года.

Увеличение расходов предприятия за 2011 год, по сравнению с 2010  годом объясняется следующими факторами:

- рост объема перевозок, увеличивающего переменные расходы (ГСМ, смазочные материалы, авторезина, амортизационные отчисления и эксплуатационные расходы;

- рост цен на ГСМ (дизтопливо) -23,1% (68,2% автобусов работают на дизельном топливе;

- затраты на ремонт помещений на автовокзале и помещений мойки автомобилей на промышленной площадке для последующей их сдачи в аренду в сумме 1 154,5 тыс. руб.;

- затраты на частичный ремонт кровли автовокзала – 813,5 тыс. руб.;

- отменой льготы на земельный налог для предприятия в 2011 году – 317,8 тыс. руб.;

- оплата аренды в сумме 61,8 тыс. руб., в связи с перерегистрацией земельного участка из постоянного (бессрочного) пользования земли в аренду;

- расходами на подключение к навигационной системе управления пассажирским транспортом с оборудованием, оплату очередной части пакета документов по экологическому контролю, оплату части проекта по газификации предприятия, на оплату лицензии на право проведения медицинских осмотров водителей и обучение 2 фельдшеров, на ремонт стены и части кровли слесарной мастерской и смотровой ямы – 401,5 тыс. руб.;

- на оплату услуг по проведению оценки уязвимости автовокзала – 123,4 тыс. руб.;

- списанием в июле 2011 года двух непригодных к эксплуатации автобусов марки ПАЗ с остаточной стоимостью 761,0 тыс. руб.;

- увеличением начислений на заработную плату с 01.01.2011 года на 8% (ПФ – 6%, ФОМС – 2%);

- ростом численности на 5 человек (в марте 2010 года была создана  служба по ремонту автомобилей, в апреле усилена вспомогательная служба, в январе 2011 года создана контрольно-ревизорская служба);

- повышением заработной платы на предприятии с ноября 2010 года на 15%.

Основными источниками доходов предприятия являлись:

пассажирские перевозки пригородных маршрутов;

доходы от списания основных средств (металлолом);

бюджетное финансирование;

оказание возмездных услуг: бронь от предварительной продажи билетов, проценты от проданных билетов сторонних организаций, совместные обслуживание маршрутов, диспетчерское обслуживание, предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей, стоянка автомобилей в теплых боксах и на открытой площадке, услуги за пользование смотровой канавой,  мойка автомобилей, проведение технического осмотра транспортных средств, перед выездом на линию, проверка содержания СО в отработавших газах, ремонт транспортных средств, обслуживание социальных работников пригородными перевозками, реализация месячных проездных билетов для пенсионеров до коллективных садов на пригородных маршрутах других перевозчиков, проведение обучения работников заказчиков безопасности дорожного движения, услуги по организации перевозок и багажа и использования своей инфраструктуры.

Доходы от оказания возмездных услуг распределились следующим образом:

(тыс. руб.)

п/п

Наименование показателя

2010г.

2011 г.

2012г.

Итого

1.

Бронь от продажи билетов

192

195

135

522

2.

% от продан. билетов стор.орган.

159

221

58

438

3.

Аренда площадей, рекламных мест

2 049

3 627

2 854

8 530

4.

Стоянка, смотровая яма, ремонт а/м,мойка,ТО

1 501

976

1 695

4 172

5.

Предрейсовый медицинский осмотр

 ос осмотр отр

613

768

588

1 969

6.

Аренда автобуса

13

-

13

26

 

Итого:

4 527

5 787

5 343

15 657

По итогам деятельности предприятия за 2010 год сложилась чистая прибыль в сумме 759,0 тыс. руб., за 2011 год и 9 мес. 2012 года получен чистый  убыток в сумме  5 614,0 тыс. руб. и 644,0 тыс. руб. соответственно.

Общая рентабельность предприятия (рассчитанная как отношение чистой прибыли к доходам) составила 0,02% в 2010 году, в 2011 году и за 9 мес. 2012 года предприятие сработало с отрицательной рентабельностью: минус 0,1% в 2011 году и минус 0,02% за 9 мес. 2012 года. 

По данным бухгалтерского учета на 1 января 2010 года дебиторская задолженность составляла 1 463,0 тыс. рублей, на 1 октября 2012 года дебиторская задолженность составила 1 312,0 тыс. руб. или за проверяемый период уменьшилась на 151,0 тыс. руб. Дебиторская задолженность сложилась по расчетам с поставщиками и заказчиками и прочими дебиторами (аренда, реклама, медицинский осмотр и др.).

Кредиторская задолженность предприятия по состоянию на 1 января 2010 года составляла 6 951,0 тыс. руб., на 1 октября 2012 кредиторская задолженность составила 2 856,0 руб. или за проверяемый период уменьшилась на 4095,0 тыс. руб.  Кредиторская задолженность сложилась по расчетам с  поставщиками и подрядчиками, задолженность перед персоналом,  внебюджетными фондами, по налогам и сборам, перед прочими кредиторами. Вся сумма кредиторской задолженности является текущей.

Кредиторская задолженность предприятия по уплате налогов и сборов по состоянию на 1 января 2010 года составляла 711,0 тыс. руб., на 1 января 2011 года – 721,1 тыс. руб., на 1 января 2012 – 795,7 тыс. руб., на 1 октября 2012 –582,3 тыс. руб.   Вся сумма задолженности является краткосрочной.

Задолженности по займам и кредитам предприятие не имеет.

Остаток денежных средств на счете предприятия на 1 января 2011 года составил 155,0 тыс. рублей, на 1 января 2012 года – 288,0 тыс. рублей, на            1 октября  2012 года – 1 719,0 тыс. руб.

Динамика среднесписочной численности работников МУП «ПАТП» по группам должностей представлена в следующей таблице:

(единиц)

Показатель

2010 год

2011 год

9 месяцев 2012 года

Рабочие

78

82

77

Специалисты

17

16

15

Другие служащие

10

12

13

Руководители

6

6

6

Итого:

111

116

111

В проверяемом периоде штатная численность работников сокращена на   1 единицу (рабочие), на 2 единицы (специалисты). По другим служащим штатная численность увеличена на 3 единицы.

Месячный фонд оплаты труда предприятия по рабочим профессиям установлен в 2010 году в сумме 881 524,36 руб., в 2011 году - 1 300 687,34 руб., в 2012 году - 1 261 086,0 руб.  Фонд оплаты труда рабочих предприятия включает фонд должностных окладов, ежемесячную премию (50%), надбавки за классность, за участие в ремонте, за выполнение задания, процент с выручки, работу в ночное время и районный коэффициент.  Месячный фонд оплаты труда аппарата управления установлен в 2010 году в сумме 281 347, 5 руб., в 2011 году - 313 720,0 руб., в 2012 году - 538 913,0 руб.  Фонд оплаты труда аппарата управления включает фонд должностных окладов и районный коэффициент, а с 2012 года также ежемесячную премию (50%), надбавку за совмещение обязанностей, надбавку за выполнение задания, за секретность, работу в ночное время.

Среднемесячная заработная плата работников предприятия за 2010 год составила 14 130,0  руб., за 2011 год – 16 479,0 руб., за 9 месяцев 2012 года – 16 980,0 руб. Средняя заработная плата работников за проверяемый период увеличилась на 16,8 % в целом по предприятию. Просроченной задолженности по оплате труда нет.

В проверяемом периоде в доход местного бюджета МУП «ПАТП» часть прибыли не перечислял, налог на доходы физических лиц в 2010 году в бюджет Полевского городского округа уплачен в сумме 710,8 тыс. руб., в 2011 году – 893,2 тыс. руб., за 9 месяцев 2012 года – 657,4 тыс. (исходя из установленного норматива отчислений от налога на доходы физических лиц: в 2010 и 2011 годах – 30%, в 2012 году – 46%), кроме того предприятием в доход местного бюджета перечислен земельный налог в 2010 году в сумме 185,0 тыс. руб., в 2011 году в сумме 143,3 тыс. руб.

Оценка финансового состояния предприятия

Анализ финансового состояния МУП «ПАТП» выполнен Управлением муниципального имущества  на основании бухгалтерской отчетности за 2010-2011 годы. Оценка удовлетворительности структуры баланса произведена в соответствии с методическими указаниями по проведению анализа финансового состояния организаций, утвержденных приказом ФСФО РФ от 23.01.2001 № 16.

В результате анализа Управлением муниципальным имуществом дана оценка финансового состояния МУП «ПАТП», включающая следующие выводы:

- валюта баланса предприятия за анализируемый период снизилась на 11,4%, что свидетельствует о снижении производственных возможностей, сокращении хозяйственного оборота в связи со снижением финансово-хозяйственной деятельности;

- кредиторская задолженность предприятия по состоянию на 01.01.2012 г. увеличилась на 15,2%, при этом на основании динамики изменения показателя степени платежеспособности по текущим обязательствам наблюдается снижение платежеспособности предприятия;

- анализ структуры актива баланса свидетельствует о снижении доли внеоборотных активов (основные средства)  и о снижении доли оборотных активов (запасы, дебиторская задолженность, денежные средства);

- за анализируемый период активы предприятия снизились на 5429 тыс. руб., или на 11,4%, в том числе за счет снижения оборотных активов на 811 тыс. руб., или на 26,8%, за счет снижения внеоборотных активов (основных средств) на 4618 тыс. руб., или на 10,3 %, при этом запасы снизились на 19 тыс. руб. (с 452 до 433 тыс. руб.) или на 4,2%, денежные средства на 133 тыс. руб. (на 46,2%), дебиторская задолженность снизилась на 925 тыс. руб. (на 38,2%);

По результатам финансового анализа, проведенного Управлением муниципальным имуществом, структура баланса признана неудовлетворительной, предприятие - кандидатом в банкроты, не способным к моментальному погашению долговых обязательств и восстановлению платежеспособности в ближайшее время.

Анализ и оценка структуры баланса предприятия, проведенная Счетной палатой по методике, утвержденной распоряжением ФУДН при Госкомимуществе РФ от 12.08.1994 N 31-р «Об утверждении Методических положений по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса» на основе показателей коэффициента текущей ликвидности и коэффициента обеспеченности собственными средствами, показала следующее.

№ п/п

Наименование показателя

На 01.01.2010

На 01.01.2011

На 01.01.2012

На 01.10.2012

Норма

1

Коэффициент текущей ликвидности

0,1

0,7

0,5

1,0

Не менее 2

2

Коэффициент обеспеченности собственными средствами

-8,8

- 0,3

-1,0

-0,02

Не менее 0,1

Основанием для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным является выполнение одного из следующих условий:

- коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода имеет значение менее 2;

- коэффициент обеспеченности собственными средствами на конец отчетного периода имеет значение менее 0,1.

Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости.

На протяжении всего анализируемого периода (с 01.01.2010 по 01.10.2012) значения коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности собственными средствами МУП «ПАТП» значительно ниже нормативных, это означает, что текущие обязательства предприятия значительно превышают текущие активы и имеется значительная нехватка средств, что может привести к банкротству предприятия. По данным основаниям структуру баланса предприятия можно признать неудовлетворительной, а предприятие неплатежеспособным.

Тем не менее, положительная динамика всех коэффициентов на конец анализируемого периода свидетельствует о наметившейся тенденции к стабилизации ситуации и  возможности предприятия повысить платежеспособность.

Кроме указанных показателей, уровень платежеспособности позволяет оценить величина чистых активов предприятия. В Методических рекомендациях по проведению экспертизы о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства, утвержденных распоряжением ФСДН РФ № 33-р от 8 октября 1999 г., определено, что величина чистых активов характеризует наличие активов, не обремененных обязательствами, т.е. чистые активы показывают, насколько активы предприятия превышают ее обязательства (и краткосрочного, и долгосрочного характера). 

Расчет чистых активов МУП «ПАТП» и соотношение их с уставным фондом предприятия представлено в следующей таблице.

тыс. руб.

Наименование показателей

На 01.01.2010

На 01.01.2011

На 01.01.2012

На 01.10.2012

I. Активы, принимаемые к расчету

45 795,0

47 701,0

42 272,0

40 485,0

II. Пассивы, принимаемые к расчету

6 951,0

3 243,0

3 735,0

2 856,0

III. Стоимость чистых активов (стр. I – стр. II)

38 844,0

44 458,8

38 537,0

37 629,0

IV. Уставный фонд

927,3

927,3

927,3

927,3

V. Отношение чистых активов к уставному капиталу, коэф. (стр. III / стр. IV)

41,9

47,9

41,6

40,6

В течение 2011 года и 9 месяцев 2012 года произошло уменьшение чистых активов предприятия на 6829,8 тыс. руб. или на 15,4%.  Столь существенное сокращение этого показателя происходило на фоне снижения как активов, принимаемых в расчет чистых активов, так и обязательств. Вместе с тем, стоимость активов снизилась в большей степени — на 15,1% (7216,0 тыс. руб.) по сравнению с обязательствами (их уменьшение составило 11,9%, или 387,0 тыс. руб.).Важно отметить, что значительное сокращение активов организации было вызвано, главным образом, сокращением внеоборотных активов: основных средств, за счет списания основных (большей частью транспортных) средств  пришедших в негодность и накопленной амортизации. Это означает, что проводимая на предприятии политика управления активами может иметь позитивные последствия в виде уменьшения налога на имущество и снижения постоянных расходов в виде амортизации основных средств, что приводит, в свою очередь, к снижению порога рентабельности (точки безубыточности) деятельности предприятия и повышению финансовой устойчивости предприятия.

Вместе с тем, чистые активы предприятия существенно (более, чем в 40 раз) превышают уставный фонд. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что, несмотря на существующие проблемы финансовой устойчивости, предприятие не обладает явными признаками несостоятельности.

Уплата части прибыли в бюджет Полевского городского округа.

В соответствии с пунктом 8 раздела IIIПоложения "О порядке передачи имущества Полевского городского округа на праве хозяйственного ведения и оперативного управления", утвержденным решением Думы Полевского городского округа от 08.06.2006 N 203 за использование имущества, переданного предприятию на праве хозяйственного ведения, предприятие производит отчисление части прибыли, в размере 30 процентов, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и обязательных платежей, в порядке и размерах, определяемых приказом Управления муниципальным имуществом.

В проверяемом периоде в доход местного бюджета часть прибыли МУП «ПАТП» не перечислялась, несмотря на то, что за 2010 год у предприятия сложилась чистая прибыль в сумме 759,0 тыс. руб., т.к. Управлением муниципальным имуществом не издавался приказ, определяющий порядок и размеры прибыли, подлежащей уплате в местный бюджет по итогам 2010 года.  

Цель 2. Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств бюджета Полевского городского округа, выделенных муниципальному унитарному предприятию «Пассажирское автотранспортное предприятие» Полевского городского округа

В 2010 году предприятию предоставлены средства субсидий из бюджета Полевского городского округа в сумме 3 722,6 тыс. руб., в том числе:

- на погашение задолженности за горюче-смазочные материалы 3 284,6 тыс. руб.  Порядок предоставления из бюджета Полевского городского округа в 2010 году субсидии предприятиям, осуществляющим пригородные пассажирские перевозки, на погашение задолженности за горюче-смазочные материалы, утвержден постановлением Главы Полевского городского округа от 16.02.2010 года № 269 на основании решения Думы Полевского городского округа от 21.01.2010 № 61 «О внесении изменений и дополнений в решение Думы от 10.12.2009 № 31 «О бюджете Полевского городского округа на 2010 год».

Положением об организации на территории Полевского городского округа пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования, утвержденным решением Думы Полевского городского округа от 30 декабря 2008 г. N 724 с изменениями, внесенными в пункт 12.1 решением Думы ПГО от 09.06.2009 № 799, установлено, что из местного бюджета могут выделяться субсидии в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Предоставление данной субсидии не связано с реализацией МУП «ПАТП» товаров (работ, услуг) по регулируемым органами местного самоуправления ценам, либо в связи с предоставлением отдельным категориям потребителей услуг по сниженным ценам в соответствии актами органов местного самоуправления.

Следовательно, муниципальное образование не имело обязательств по предоставлению средств на возмещение из бюджета затрат или фактически полученных перевозчиком убытков (недополученных доходов), связанных с применением регулируемых цен или с учетом льгот, либо на покрытие разницы между регулируемой ценой и отпускной (льготной) ценой.

- на возмещение недополученных доходов в сумме 396,5 тыс. руб. в связи с предоставлением льготного проезда пенсионерам, имеющим участки в коллективных садах, на период с 01 мая по 30 сентября 2010 года по проездным билетам стоимостью 300 руб.в месяц;    

- на возмещение недополученных доходов в сумме 41,4 тыс. руб. в связи с предоставлением льготного проезда учащимся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, проживающим в сельских населенных пунктах Полевского городского округа, с 01 января 2010 года по 30 июня 2010 года и с 01 сентября 2010 года по 31 декабря 2010 года, по проездным билетам стоимостью 300 руб. в месяц.

В 2011 году предприятием получены средства субсидий из местного бюджета в сумме 713,8 тыс. руб., в том числе:

- на возмещение недополученных доходов в сумме 648,4 тыс. руб. в связи с предоставлением льготного проезда пенсионерам, имеющим участки в коллективных садах, на период с 01 мая по 30 сентября 2011 года по проездным билетам стоимостью 324 руб. в месяц;

- на возмещение недополученных доходов в сумме 54,4 тыс. руб. в связи с предоставлением льготного проезда учащимся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, проживающим в сельских населенных пунктах Полевского городского округа, с 01 января 2011 года по 30 июня 2011 года и с 01 сентября 2011 года по 31 декабря 2011 года, по проездным билетам стоимостью 400 руб. в месяц;

- на возмещение недополученных доходов в сумме 11,0 тыс. руб. в связи с предоставлением однократного бесплатного проезда пенсионерам до                 г. Екатеринбурга, в лечебные учреждения, при предъявлении маршрутного листа, выданного МУЗ «ЦГБ», на период с 01 июня по 31 декабря 2011 года.

За 9 месяцев 2012 года предприятием получены средства субсидий из местного бюджета в сумме 327,7 тыс. руб. на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением льготного проезда пенсионерам, имеющим участки в коллективных садах, за май-июль 2012 года, по проездным билетам в размере 50% от полной стоимости проездного билета в месяц для проезда граждан до коллективных садов.  За период предоставления права льготного проезда пенсионерам с 01 мая по 30 сентября 2012 года недополученные доходы предприятия согласно расчетам составили 546,375 тыс. руб.

Предоставление из местного бюджета субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением льготного проезда пенсионерам Полевского городского округа, в связи с предоставлением льготного проезда учащимся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, проживающим в сельских населенных пунктах Полевского городского округа, в связи с предоставлением права бесплатного проезда пенсионерам Полевского городского округа, получившим направление в муниципальном учреждении здравоохранения «Центральная городская больница» на обследование (лечение) в лечебные учреждения города Екатеринбурга осуществлялось в соответствии с решениями Думы Полевского городского округа[2], порядками, утвержденными постановлениями Главы Полевского городского округа[3], на основании заключенных между предприятием и Администрацией Полевского городского округа соглашений о предоставлении субсидии, согласно расчетов, составленных предприятием (исходя из фактического количества реализованных услуг по льготному проезду и суммы предоставленной льготы) и проверенных отделом по экономике Администрации Полевского городского округа.

Осуществление расходов бюджета Полевского городского округа на субсидии предприятию после истечения срока действия договоров об организации перевозок пассажиров, заключенных между МУП «ПАТП» и Администрацией Полевского городского округа (после  20 апреля 2012 года), противоречит решению Думы Полевского городского округа от 15.04.2010 г.  № 101   «Об утверждении Положения об организации транспортного обслуживания населения  на территории Полевского городского округа автомобильным транспортом общего пользования». В соответствии с п. 12.1. главы 12 указанного Положения из бюджета Полевского городского округа финансируются расходы на субсидии перевозчикам по возмещению расходов (недополученных доходов), возникших в результате установления в соответствии с решениями Думы Полевского городского округа льготной стоимости проезда для отдельных категорий населения, т.к. под перевозчиком (согласно п.2.1 гл. 2 Положения) понимается юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, или объединение юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в форме простого товарищества, принявших на себя по договору об осуществлении пассажирских перевозок, обязанность перевезти пассажира и доставить багаж.

Выводы

1. Рекомендации Счетной палаты по итогам предыдущей проверки МУП «ПАТП» выполнены Управлением муниципальным имуществом не в полном объеме.

2. В нарушение пункта 4 статьи 9 Федерального закона от 14.11.2002      № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях» в Уставе предприятия не содержаться сведения о направлениях использования прибыли.

3. В нарушение Положения об организации на территории Полевского городского округа пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования, утвержденного решением Думы Полевского городского округа от 30.12.2008 № 724 и Положения об организации транспортного обслуживания населения на территории Полевского городского округа автомобильным транспортом общего пользования, утвержденного решением Думы Полевского городского округа от 15.04.2010 № 101, предприятие, являясь победителем конкурса  на право выполнения регулярных маршрутов пассажирских перевозок, передал на возмездной основе обязанности по обслуживанию отдельных маршрутов другим перевозчикам – индивидуальным предпринимателям, которые по результатам конкурса не получили прав выполнения регулярных пассажирских перевозок на маршрутах общественного транспорта.

В выявленных обстоятельствах, могут иметь место признаки нарушения п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ          «О защите конкуренции».

Согласно пояснений директора  МУП «ПАТП», предприятие, заключив договоры с индивидуальными предпринимателями на совместное обслуживание населения пассажирскими автотранспортными перевозками, одновременно провело работы по сокращению  (списанию) подвижного состава, сокращению кондукторов (водители уволены переводом).  В результате у предприятия сложилась нехватка транспортных единиц, водителей и кондукторов для самостоятельного выполнения условий договоров, заключенных с Администрацией ПГО.

В пояснениях и замечаниях данных к акту проверки МУП «ПАТП» не считает договоры на совместное обслуживание маршрутов передачей прав на осуществление регулярных перевозок пассажиров, т.к. со стороны предприятия осуществлялся контроль за регулярностью перевозок, диспетчерской службой предприятия контролировалось движение автобусов, составлялись отчеты по выполнению рейсов, что не делалось самими предпринимателями.

4. В нарушение требований решения Думы Полевского городского округа от 15.04.2010 г. № 101 «Об утверждении Положения об организации транспортного обслуживания населения  на территории Полевского городского округа автомобильным транспортом общего пользования» после окончания срока действия договоров продолжало осуществлять пассажирские перевозки.

5. Утверждение тарифов на возмездные услуги осуществлено МУП «ПАТП» в нарушение ст. 424 Гражданского кодекса РФ,  подп. 4 п. 1 ст. 17 и подп. 6 п. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п. 2.2.2 решения Думы Полевского городского округа от 26.04.2007 № 382      «О порядке установления тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями Полевского городского округа» в отсутствии соответствующего правового акта Главы Полевского городского округа.

6. В нарушение пункта 6 раздела III Положения «О порядке передачи имущества Полевского городского округа на праве хозяйственного ведения и оперативного управления», утвержденного решением Думы Полевского городского округа от 08.06.2006 № 203, Управлением муниципального имущества не оформлены дополнительные соглашения к договорам о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения при приобретении, списании, ином движении имущества предприятия. 

В результате по состоянию на 1 октября 2012 г. по 65 объектам муниципальной собственности балансовой стоимостью 13 727,7 тыс. руб. отсутствует юридическое оформление права хозяйственного ведения.

7. Согласно представленных предприятием сведений,  по состоянию на 01.10.2012 года МУП «ПАТП» использует 17 объектов недвижимого имущества без регистрации права хозяйственного ведения, планируемая дата  регистрации прав: декабрь 2012 года – март 2013 года.

8.   Автомашина пожарная ЗИЛ-130, переданная в хозяйственное ведение МУП «ПАТП» не предназначена для целей деятельности предприятия и им не используется. Договор передачи муниципального имущества  на ответственное хранение с ЗАО «Уральский Мрамор» отсутствует. Предприятием не осуществляется содержание указанного имущества и не обеспечивается его сохранность.        

9. В нарушение ст.17.1 Федерального закона от 27.06.2006 «О защите конкуренции» № 135-ФЗ два договора аренды заключены без  проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.  На момент проведения контрольного мероприятия срок действия договоров истек.

10.  В нарушение ст.8 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» муниципальное имущество (нежилые помещения) недвижимое имущество сдано в аренду без проведения обязательной рыночной оценки, ежемесячная арендная плата определена по согласованию сторон.

11. Все договоры аренды, заключенные в проверяемом периоде, согласованы начальником Управления муниципальным имуществом, однако не соблюдена форма согласования. Согласно абзаца 2 пункта 3 Раздела III Положения «О порядке передачи имущества Полевского городского округа на праве хозяйственного ведения и оперативного управления», утвержденного решением Думы Полевского городского округа от 08.06.2006 № 203, согласие собственника на распоряжение предприятием недвижимым имуществом оформляется Приказом Управления муниципальным имуществом, а не визой начальника Управления муниципальным имуществом на договоре аренды.

12. За проверяемый период предприятие от сдачи имущества в аренду получило доходов в сумме 8530 тыс. руб. Расходы, связанные с предоставлением в аренду имущества на счете 80 "Прибыли и убытки" не учтены и в составе, прочих расходов предприятия не отражены.

13. Финансово-хозяйственная деятельность МУП «ПАТП» осуществлялась при отсутствии утвержденной в установленном порядке программы деятельности предприятия, что является нарушением п.2.2 Порядка планирования финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий Полевского городского округа, утвержденного постановлением Главы Полевского городского округа от 19.05.2008 № 536.

14.  В нарушение пп.12 п.1 ст. 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" собственником имущества предприятия не установлены значения показателей экономической эффективности деятельности МУП «ПАТП» на 2010, 2011 и 2012 годы, в нарушение п. 1 п.п.9 статьи 20 указанного закона собственник имущества унитарного предприятия не осуществлял контроль за выполнением показателей экономической эффективности деятельности предприятия и не осуществлял утверждение бухгалтерской отчетности и отчетов предприятия.

15.   По итогам деятельности предприятия за 2010 год сложилась чистая прибыль в сумме 759,0 тыс. руб., за 2011 год и 9 мес. 2012 года получен чистый  убыток в сумме  5 614,0 тыс. руб. и 644 тыс. руб. соответственно.  В проверяемом периоде в доход местного бюджета от МУП «ПАТП» часть прибыли не поступала.

16. В нарушение Положения об организации на территории Полевского городского округа пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования, утвержденным решением Думы Полевского городского округа от 30 декабря 2008 г. N 724 предоставлена субсидия из местного бюджета на погашение кредиторской задолженности предприятия за горюче-смазочные материалы в сумме 3 284,6 тыс. руб.

17.  Осуществление расходов бюджета Полевского городского округа на предоставление субсидии предприятию после истечения срока действия договоров об организации перевозок пассажиров (20.04.2012) противоречит решению Думы Полевского городского округа от 15.04.2010 г.  № 101  «Об утверждении Положения об организации транспортного обслуживания населения на территории Полевского городского округа автомобильным транспортом общего пользования».

Предложения

1. Направить  отчет  о результатах проверки Главе Полевского городского округа и в Думу Полевского городского округа.

2. Направить  представление начальнику органа местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа, в котором предложить:

- внести изменения в Устав МУП «ПАТП» в части определения направления использования прибыли;

- определить порядок и размеры прибыли, подлежащей уплате в местный бюджет по итогам деятельности предприятия за отчетный год, путем издания соответствующего приказа органа местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа; 

- установить значения показателей экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и осуществлять контроль за их выполнением;

- утверждать бухгалтерскую отчетность предприятия и отчеты предприятия;

- обеспечить юридическое оформление права хозяйственного ведения в соответствии с Положением «О порядке передачи имущества Полевского городского округа на праве хозяйственного ведения и оперативного управления», утвержденного решением Думы Полевского городского округа от 08.06.2006 № 203, путем оформления дополнительных соглашений к договорам о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения;

- обеспечить исполнение Положения «О порядке передачи имущества Полевского городского округа на праве хозяйственного ведения и оперативного управления», утвержденного решением Думы Полевского городского округа от 08.06.2006 № 203 в части соблюдения формы согласования на распоряжение предприятием недвижимым имуществом.

3. Направить  представление Главе Полевского городского округа и Администрации Полевского городского округа, в котором предложить:

- отделу по экономике Администрации Полевского городского округа осуществлять согласование планов деятельности предприятия и представлять  их на утверждение Главе Полевского городского округа или заместителю Главы Полевского городского округа, курирующему деятельность предприятия;

- провести конкурс на право заключение договоров об осуществлении пассажирских перевозок;

-  не допускать предоставление из бюджета Полевского городского округа субсидий не соответствующих требованиям Положения об организации транспортного обслуживания населения на территории Полевского городского округа автомобильным транспортом общего пользования от 15.04.2010 г.         № 101;

       - обеспечить утверждение тарифов на услуги оказываемые МУП «Пассажирское автотранспортное предприятие» Полевского городского округа в порядке установленном  решением Думы Полевского городского округа от 26.04.2007 № 382 «О порядке установления тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями Полевского городского округа»;

4. Направить  представление директору Муниципального унитарного предприятия «Пассажирское автотранспортное предприятие» Полевского городского округа, в котором предложить:

  - осуществить регистрацию права хозяйственного ведения недвижимого имущества;

 - обеспечить сохранность автомашины пожарной ЗИЛ-130 (путем заключения договора хранения либо иным законным способом);

- не допускать заключение договоров аренды без проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, в установленных законом случаях;

- не допускать распоряжение муниципальным имуществом без проведения обязательной рыночной оценки  его стоимости, в установленных законом случаях;

- обеспечить отражение в бухгалтерском учете расходов, связанных с предоставлением в аренду имущества на счете 80 «Прибыли и убытки» и отнесение их к прочим расходам предприятия.       

 5. Направить информационное письмо в Управление Федеральной антимонопольной службы России по Свердловской области.

Инспектор Счетной палаты ПГО                                                                                 Т.Е. Фарнина

Инспектор Счетной палаты ПГО                                                                                 Т.В. Пряхина



[1] Положением "О порядке управления и распоряжения собственностью Полевского городского округа, утвержденным решением Думы Полевского городского округа от 08.06.2006 N 204, Положением "О порядке передачи имущества Полевского городского округа на праве хозяйственного ведения и оперативного управления", утвержденного решением Думы Полевского городского округа от 08.06.2006 N 203, Положением о порядке, способах и условиях приобретения и отчуждения муниципального имущества, утвержденного решением Думы Полевского городского округа от 25.03.2008 N 567, Положением о порядке списания муниципального имущества Полевского городского округа, утвержденным решением Думы Полевского городского округа от 02.06.2011 N 353.

[2] Решение Думы ПГО от 15.04.2010 года № 97 «Об установлении дополнительных социальных гарантий пенсионерам Полевского городского округа», решение Думы ПГО от 10.12.2009 года № 29 «Об установлении дополнительных социальных гарантий на учебный 2010 год учащимся, проживающим в сельских населенных пунктах Полевского городского округа», решение Думы ПГО от 28.04.2011 года № 326 «Об установлении дополнительных социальных гарантий пенсионерам Полевского городского округа, имеющим участки в коллективных садах», решение Думы ПГО от 16.12. 2010 № 260 «Об установлении на 2011 учебный год дополнительных социальных гарантий учащимся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, проживающим в сельских населенных пунктах Полевского городского округа», решение Думы ПГО от 19.05.2011 года № 344 «Об установлении дополнительных социальных гарантий пенсионерам Полевского городского округа, получившим направление в муниципальном учреждении здравоохранения «Центральная городская больница» на обследование (лечение) в лечебные учреждения города Екатеринбурга», решение Думы ПГО от 28.04.2012 № 500  «Об установлении дополнительных социальных гарантий пенсионерам Полевского городского округа, имеющим участки в коллективных садах».

[3] Порядок  предоставления из бюджета ПГО субсидий транспортным организациям на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением льготного проезда пенсионерам Полевского городского округа в 2010 году, утвержден постановлением Главы от 06.05.2010 № 754, Порядок предоставления из бюджета ПГО субсидий транспортным организациям на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением льготного проезда учащимся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, проживающим в сельских населенных пунктах ПГО в 2010 году, утвержден постановлением Главы от 11.02.2010 № 235, Порядок  предоставления из бюджета ПГО субсидий транспортным организациям на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением льготного проезда пенсионерам Полевского городского округа, имеющим участки в коллективных садах, в 2011 году, утвержден постановлением Главы от 12.05.2011 № 1142, Порядок предоставления из бюджета ПГО субсидий транспортным организациям на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением льготного проезда учащимся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, проживающим в сельских населенных пунктах ПГО в 2011 году, утвержден постановлением Главы от 10.02.2011 № 354, Порядок предоставления из бюджета ПГО субсидий транспортным организациям на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением права бесплатного проезда пенсионерам Полевского городского округа, получившим направление в муниципальном учреждении здравоохранения «Центральная городская больница» на обследование (лечение) в лечебные учреждения города Екатеринбурга, в 2011 году, утвержден постановлением  Главы от 03.06.2011 № 1327, Порядок  предоставления из бюджета ПГО субсидий транспортным организациям на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением льготного проезда пенсионерам Полевского городского округа, имеющим участки в коллективных садах, в 2012 году, утвержден постановлением Главы от 10.05.2012 № 928 (с изменениями).

Интернет ресурсы

 

Разработка и поддержка сайта