ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Счетной палаты на проект решения Думы Полевского городского округа «Об утверждении положения «Об оплате труда работников органов местного самоуправления Полевского городского округа»

29 февраля 2016 года                                                                           г. Полевской

В соответствии с требованиями статьи 8 Положения о Счетной палате Полевского городского округа (далее – Счетная палата), утвержденного решением Думы Полевского городского округа от 15.12.2011 N 436, на основании пункта 5 раздела 2 плана работы Счетной палаты на 2016 год, распоряжения председателя Счетной палаты от 20.02.2016 № 16, Счетной палатой проведена экспертиза проекта решения Думы Полевского городского округа «Об утверждении положения «Об оплате труда работников органов местного самоуправления Полевского городского округа», в результате которой установлено следующее.

В Счетную палату 20.02.2016 года (вх. № 51) поступил проект решения Думы Полевского городского округа «Об утверждении положения «Об оплате труда работников органов местного самоуправления Полевского городского округа» (далее – проект решения) письмом Главы Полевского городского округа от 20.02.2016 № 1025, с пояснительной запиской, копией листа согласования, заключением начальника Финансового управления Администрации Полевского городского округа.

Проектом решения предлагается утвердить Положение «Об оплате труда работников органов местного самоуправления Полевского городского округа» (далее – Положение), которое распространяется на муниципальных служащих, работников, осуществляющих техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления Полевского городского округа, отдельные профессии рабочих и младшего обслуживающего персонала, занятых обслуживанием органов местного самоуправления Полевского городского округа, руководителей и специалистов централизованных бухгалтерий органов местного самоуправления Полевского городского округа, технических исполнителей и отдельных рабочих, занятых обслуживанием централизованных бухгалтерий.

В пояснительной записке к проекту решения отсутствует финансово-экономическое обоснование проекта решения и не указано потребует ли реализация проекта решения дополнительных расходов из средств местного бюджета.

Учитывая, что по сравнению с действующем Положением "Об оплате труда работников органов местного самоуправления Полевского городского округа", утвержденным решением Думы Полевского городского округа от 02.07.2007 N 420, проектом решения предлагается увеличить общий размер надбавок и иных выплат, применяемый для формирования фонда оплаты труда, принятие и реализация проекта решения может повлечь увеличение объема расходных обязательств муниципального образования.

Рассмотрев проект решения и прилагаемые к нему документы, Счетная палата отмечает следующее.

В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно ст. 5 Трудового кодекса РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:

  1. трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;
  2. иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а именно:
  3. фонд оплаты труда муниципальных служащих и работников органа местного самоуправления, который состоит из фонда оплаты труда муниципальных служащих, фонда оплаты труда работников органа местного самоуправления Полевского городского округа, осуществляющих техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления Полевского городского округа, фонда оплаты труда водителей, занятых обслуживанием органов местного самоуправления Полевского городского округа, и фонда оплаты труда младшего обслуживающего персонала, рабочих, занятых обслуживанием органов местного самоуправления Полевского городского округа;
  4. фонд оплаты труда работников централизованной бухгалтерии органа местного самоуправления. 

указами Президента Российской Федерации;

постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Исключительная компетенция представительных органов местного самоуправления определена ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Согласно ч. 11 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Пунктом 6 части 2 ст. 25 Устава Полевского городского округа к компетенции Думы Полевского городского округа отнесено регулирование оплаты труда работников муниципальных учреждений.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 41 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления, которые в соответствии с Законом N 131-ФЗ и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями.

Таким образом, органы местного самоуправления Полевского городского округа, наделенные Уставом Полевского городского округа правами юридического лица (Дума, Администрация, Управление муниципальным имуществом, Управление образованием, Управление культурой, Счетная палата) являются муниципальными казенными учреждениями, и регулирование оплаты труда их работников отнесено к компетенции Думы Полевского городского округа.

Согласно статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации система оплаты труда работников муниципальных учреждений, к которым относятся органы местного самоуправления, устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными актами органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 02.03.2007 "О муниципальной службе в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих, при этом размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов Федерации.

Согласно ч. 1 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 02.03.2007 "О муниципальной службе в Российской Федерации" оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.

Частью 2 ст. 14 Закона Свердловской области от 29.10.2007 N 136-ОЗ "Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области" установлен закрытый перечень ежемесячных и иных дополнительных выплат, включаемых в денежное содержание муниципального служащего, а именно:

1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за классный чин муниципальных служащих;

2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы;

3) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет;

4) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;

5) премии по результатам работы;

6) материальная помощь.

На основании изложенного включение в состав денежного содержания муниципальных служащих иных выплат компенсационного характера, предусмотренных законодательством Российской Федерации, содержащим нормы трудового права (пункт 2.1 Положения), не  соответствует Закону Свердловской области от 29.10.2007 N 136-ОЗ "Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области".

В то же время, согласно п. 3 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 02.03.2007 "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом).

Таким образом, помимо денежного содержания, в виде которого производится оплата труда муниципального служащего, муниципальный служащий имеет право на другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством.

Учитывая вышеизложенное, предлагаем в предложении втором пункта 2.1. Положения исключить слова «, а также выплат компенсационного характера, предусмотренных законодательством Российской Федерации, содержащим нормы трудового права» и дополнить положением, о том что муниципальный служащий имеет право на другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом). 

Уставом Полевского городского округа установлено, что Глава Полевского городского округа назначает и освобождает от должности руководителей органов местного самоуправления, за исключением председателя Думы Полевского городского округа и председателя Счетной палаты Полевского городского округа (п. 23 ч. 1 ст. 34), заключение трудового договора с председателем Счетной палаты Полевского городского округа отнесено к полномочиям председателя Думы Полевского городского округа (п. 13 ч. 1 ст. 30 и ч. 8 ст. 42.1).

На основании изложенного предлагаем уточнить предложение второе пункта 2.2. Положения.

Предлагаемое к рассмотрению Положение не соответствует ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и ч. 3 ст. 14 Областного закона от 29.10.2007 N 136-ОЗ "Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области", в части отсутствия положений, устанавливающих размеры ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы, размеры премии по результатам работы, размеры материальной помощи, а также отсутствия положений, устанавливающих порядок осуществления  выплат муниципальным служащим.

С учетом изложенного предлагаем предусмотреть в п.п. 2.3.1, 2.3.4 и 2.3.5 Положения размеры ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы, размеры премии по результатам работы, размеры материальной помощи, а также дополнить проект решения положениями, устанавливающими порядок осуществления  выплат муниципальным служащим.

Положением предлагается установить порядок формирования:

- фонда оплаты труда Главы Полевского городского округа и председателя Думы Полевского городского округа, муниципальных служащих Полевского городского округа (пункт 2.4 Положения);

- фонда оплаты труда работников органа местного самоуправления Полевского городского округа, осуществляющих техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления Полевского городского округа (пункт 3.4 Положения);

- фонда оплаты труда водителей, занятых обслуживанием органов местного самоуправления Полевского городского округа (пункт 4.4 Положения);

- фонда оплаты труда младшего обслуживающего персонала, рабочих, занятых обслуживанием органов местного самоуправления Полевского городского округа (пункт 4.4 Положения);

- фонда оплаты труда работников органа местного самоуправления Полевского городского округа (пункт 5.5 Положения).

При этом Положением предусматривается, что конкретный размер ежемесячных надбавок и иных дополнительных выплат, выплат компенсационного характера каждому работнику устанавливается в пределах утвержденного решением о бюджете на соответствующий год годового фонда оплаты труда, сформированного в порядке, определенном отдельно по каждому фонду оплаты труда.

Следует учесть, что годовой фонд оплаты труда решением о бюджете не утверждается.  В решении о бюджете устанавливается объем бюджетных ассигнований на расходы на выплаты персоналу по каждому органу местного самоуправления и объем бюджетных ассигнований на расходы на выплаты персоналу казенных учреждений (в части обеспечения централизованных бухгалтерий органов местного самоуправления).

Предлагается исключить из пункта 2.4. Положения слова «Главы Полевского городского округа и председателя Думы Полевского городского округа,» так как согласно п. 1.2 Положения оно не распространяется на Главу Полевского городского округа и председателя Думы Полевского городского округа, а также уточнить понятие годового фонда оплаты труда и порядок его формирования. 

Считаем целесообразным формирование следующих фондов оплаты труда (годовых), в пределах каждого из которых могут устанавливаться конкретные размеры ежемесячных надбавок и иных дополнительных выплат, выплат компенсационного характера отдельному работнику:

В целях единообразного понимания и применения норм, устанавливаемых Положением, предлагаем уточнить содержание понятия  «выплаты компенсационного характера, предусмотренные законодательством Российской Федерации, содержащим нормы трудового права».

В целом проект решения Думы Полевского городского округа «Об утверждении положения «Об оплате труда работников органов местного самоуправления Полевского городского округа» предлагаем доработать с учетом изложенных замечаний и предложений, а также представить финансово-экономическое обоснование принятия и реализации проекта решения  для проведения финансово-экономической экспертизы их обоснованности.

Председатель Счетной палаты

Полевского городского округа                                                           И.М. Зюзева

Интернет ресурсы

 

Разработка и поддержка сайта