Информация
об основных итогах контрольного мероприятия
«Проверка соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, переданным на праве хозяйственного ведения муниципальному унитарному предприятию
«Жилищно-коммунальное хозяйство «Полевское»
Счетной палатой Полевского городского округа проведено контрольное мероприятие «Проверка соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, переданным на праве хозяйственного ведения муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство «Полевское».
Отчет о результатах контрольного мероприятия утвержден распоряжением председателя Счетной палаты Полевского городского округа № 107 от 14.12.2015 года и рассмотрен на заседании комитета Думы Полевского городского округа по городскому хозяйству и муниципальной собственности 26.01.2016 года и внеочередной сессии Думы Полевского городского округа 11.02.2016 года.
Цели контрольного мероприятия
1. Проверить законность предоставления имущества и средств местного бюджета муниципальному унитарному предприятию Полевского городского округа «Жилищно-коммунальное хозяйство «Полевское».
2. Проверить законность использования муниципального имущества и средств местного бюджета, предоставленных муниципальному унитарному предприятию Полевского городского округа «Жилищно-коммунальное хозяйство «Полевское».
Объект проверки
Муниципальное унитарное предприятие Полевского городского округа «Жилищно-коммунальное хозяйство «Полевское» (далее – предприятие).
Основные нарушения и недостатки, выявленные при проведении контрольного мероприятия:
- Порядок принятия решений о создании, реорганизации или ликвидации муниципальных предприятий Думой Полевского городского округа не определен, что не соответствует пункту 6 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
- Подпунктом 27 пункта 1 статьи 34 Устава Полевского городского округа установлено, что учредителем муниципальных унитарных предприятий является Глава Полевского городского округа, что не в полной мере соответствует пункту 1 статьи 8 Федерального закона N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
- В Полевском городском округе не определен уполномоченный орган местного самоуправления на установление порядка определения состава имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, порядка утверждения устава унитарного предприятия и порядка заключения контракта с его руководителем. Соответственно, указанные порядки в отношении муниципальных унитарных предприятий Полевского городского округа не установлены, что не соответствует части 5 статьи 8 Федерального закона № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
- Передача предприятию прав владения и пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности осуществлена в нарушение статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
- В нарушение ч. 5 ст. 8 Федерального закона № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» стоимость имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, при его учреждении определена не в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
- В нарушение пункта 2 Постановления Главы Полевского городского округа от 06.06.2014 № 1076 и пункта 2.4. Положения о порядке передачи имущества в хозяйственное ведение муниципальным унитарным предприятиям и оперативное управление муниципальным учреждениям и распоряжения имуществом, переданным в хозяйственное ведение и оперативное управление, утвержденного решением Думы Полевского городского округа от 24.10.2013 N 19, отсутствуют акты о приеме-передаче имущества (сети горячего водоснабжения и тепловая сеть в п. Станционный-Полевской, насосы и водозаборные колонки).
- В нарушение ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и пункта 2.4. Положения о порядке передачи имущества в хозяйственное ведение муниципальным унитарным предприятиям и оперативное управление муниципальным учреждениям и распоряжения имуществом, переданным в хозяйственное ведение и оперативное управление, утвержденного решением Думы Полевского городского округа от 24.10.2013 N 19, предприятием допущено ненадлежащее оформление документов при принятии имущества в хозяйственное ведение.
- В нарушение пункта 2.10. Положения о порядке передачи имущества в хозяйственное ведение муниципальным унитарным предприятиям и оперативное управление муниципальным учреждениям и распоряжения имуществом, переданным в хозяйственное ведение и оперативное управление, утвержденного решением Думы Полевского городского округа от 24.10.2013 N 19, предприятием не переданы сведения в орган местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа о приобретении объекта основных средств для включения в реестр объектов муниципальной собственности.
- В нарушение ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" при проведении инвентаризации муниципального имущества в инвентаризационную опись от 05.12.2014 года предприятием включены не все принятые к учету объекты основных средств.
- В нарушение пунктов 7 и 10 ПБУ 6/01, пунктов 23 и 29 Методических указаний по бухучету основных средств, Учетной политики предприятия, большая часть основных средств, переданных предприятию в хозяйственное ведение, принята к учету по остаточной стоимости, а по основным средствам, принятым к учету по первоначальной стоимости, текущая рыночная стоимость не определена.
- В нарушение пункта 2.6. Положения о порядке передачи имущества в хозяйственное ведение муниципальным унитарным предприятиям и оперативное управление муниципальным учреждениям и распоряжения имуществом, переданным в хозяйственное ведение и оперативное управление, утвержденного решением Думы Полевского городского округа от 24.10.2013 N 19, предприятие не обеспечило государственную регистрацию права хозяйственного ведения на объекты недвижимого имущества (сети горячего водоснабжения, тепловые сети, водопроводные сети, канализационные сети, здания тепловых пунктов, блочные котельные, здания насосных и канализационно-насосных станций, скважины для воды), в соответствии с требованиями ст. 131 Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
- В нарушение пункта 2.9. Положения о порядке передачи имущества в хозяйственное ведение муниципальным унитарным предприятиям и оперативное управление муниципальным учреждениям и распоряжения имуществом, переданным в хозяйственное ведение и оперативное управление, утвержденного решением Думы Полевского городского округа от 24.10.2013 N 19, предприятием не заключены договоры аренды земельных участков под недвижимым имуществом. Использование земли предприятием осуществлялось в нарушение принципа платности использования земли, установленного подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ.
- В нарушение статьи 23 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и пункта 24 Устава предприятия при осуществлении хозяйственной деятельности предприятием приобреталось имущество (основные средства и материалы), стоимость которого составляла более 10 % уставного фонда предприятия, без согласия собственника имущества.
- Предприятием осуществлено заимствование средств у физического лица в нарушение требований статьи 24 Федерального закона № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
- При передаче муниципального имущества в аренду предприятием допущены нарушения п. 3.1 Приказа ФАС России от 10.02.2010 N 67, пункта 11 части 1 и части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", части 2 статьи 18 Федерального закона N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", статьи 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", абзаца первого пункта 2 статьи 295 Гражданского кодекса РФ. Заключение договоров аренды в отдельных случаях осуществлялось без проведения торгов на право заключения этих договоров, без проведения обязательной независимой оценки рыночной стоимости аренды имущества, без согласования сделки собственником имущества.
- В нарушение условий аренды № б/н от 06.06.2014, № 1 от 01.07.2014, № 3 и № 4 от 01.08.2014 с ООО «Региональная сетевая компания» и № 14/1 от 01.08.2014 с ООО «Инженерные системы и сети» оплата по договорам аренды арендаторами не производилась. Требований о погашении задолженности по арендной плате и уплате законной неустойки предприятие не предъявляло.
- По договору аренды недвижимого имущества № 6 от 16.09.2014 г. предприятие передало во временное владение и пользование недвижимое имущество – нежилые помещения по ул. Челюскинцев, д. 43 и по ул. Хохрякова, д. 35 общей площадью 548,1 кв.м., при этом договор был подписан 06.03.2015 г. Оплата по фактическим арендным отношениям, сложившимся с 16.09.2014 г. по 20.05.2015 г. не производилась.
- Счета-фактуры на оплату по договору аренды муниципального недвижимого имущества № 1 от 16.05.2015 года с ОАО «Уральские газовые сети» выставлены предприятием с нарушением установленного срока.
- Счета-фактуры на оплату по договору аренды муниципального недвижимого имущества № 3 от 16.05.2015 в нарушение условий договора не выставлялись, арендная плата и расходы, связанные с оплатой коммунальных услуг, ООО «Строй-Комфорт» не оплачивались.
- В ходе обследования зданий, предоставленных предприятию на праве хозяйственного ведения, выявлено наличие сторонних организаций, занимающих отдельные помещения в отсутствие правовых оснований.
- Списание муниципального имущества (участка тепловой сети 2251 п.м. балансовой стоимостью 6 489 270,77 руб.) осуществлено в нарушение Положения о порядке списания муниципального имущества Полевского городского округа, утвержденного решением Думы Полевского городского округа от 02.06.2011 N 353.
- Предусмотренные решением Думы Полевского городского округа от 29.05.2014 № 140 денежные средства в форме субсидий на формирование уставного фонда муниципального унитарного предприятия Полевского городского округа "Жилищно-коммунальное хозяйство "Полевское" направлены главным распорядителем бюджетных средств ОМС Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа на увеличение уставного фонда предприятия, т.е. не в соответствии с целевым назначением направления бюджетных средств, определенных решением о бюджете, в нарушение подпункта 3 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ и решения Думы Полевского городского округа от 17.12.2013 № 60 «О бюджете Полевского городского округа на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов» (с изменениями от 29.05.2014 № 140).
- Решение об увеличении уставного фонда муниципального унитарного предприятия Полевского городского округа «Жилищно-коммунальное хозяйство «Полевское» принято в нарушение положений ч. 3 статьи 14 Федерального закона № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» до завершения первого отчетного года предприятия, формирования по его итогам годовой бухгалтерской отчетности предприятия, предоставления и утверждения годовой бухгалтерской отчетности предприятия за 2014 год в установленном порядке.
- В нарушение пунктов 2, 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ и пункта 11 решения Думы Полевского городского округа от 17.12.2013 № 60 «О бюджете Полевского городского округа на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов» субсидии для формирования уставного фонда в объеме 5 100,0 тыс. руб. в 2014 году предоставлены без утвержденного Администрацией Полевского городского округа Порядка предоставления из бюджета данного вида субсидии и в отсутствие соглашений о предоставлении субсидий.
- Постановлением Администрации Полевского городского округа от 26.11.2014 года № 608-ПА утвержден Порядок предоставления из бюджета Полевского городского округа субсидий на возмещение организациям затрат по приобретению угля для угольных котельных в 2014 году, в котором в нарушение подпункта 5 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ отсутствуют положения об обязательной проверке главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом муниципального финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
- В нарушение пункта 2.2. Порядка планирования финансово-хозяйственной деятельности, утвержденного Постановлением Главы Полевского городского округа от 19.05.2008 N 536, в проверяемом периоде финансово-хозяйственная деятельность предприятия осуществлялась при отсутствии утвержденной в установленном порядке программы деятельности предприятия.
- В нарушение статьи 20 Федерального закона № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", Устава предприятия в отношении предприятия не были осуществлены права собственника имущества: не утвержден план финансово-хозяйственной деятельности предприятия, не утверждена бухгалтерская отчетность и отчеты предприятия, не утверждены показатели экономической эффективности (основные экономические показатели) деятельности предприятия.
- В нарушение статьи 26 Федерального закона № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" собственником имущества не определены случаи ежегодной аудиторской проверки независимым аудитором бухгалтерской отчетности муниципальных унитарных предприятий. Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности предприятия не проводилась.
- Проверкой установлено отсутствие нормативных правовых актов Администрации Полевского городского округа, регулирующих систему оплаты труда работников предприятия и нормативных правовых актов, устанавливающие порядок определения условий оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных унитарных предприятий Полевского городского округа.
- Предприятием недополучены доходы по фактически сложившимся отношениями с потребителями услуг до утверждения тарифов по теплоснабжению, по оказанию услуг по приему сточных вод, по оказанию услуг холодного водоснабжения. ООО «Региональная сетевая компания», как фактическому потребителю коммунальных ресурсов водоснабжения и водоотведения, предприятием за июль-август 2014 года счета не выставлялись, соответственно оплата не поступала.
- Предприятие несло затраты по коммунальным услугам для нежилых помещений, не используемых предприятием для осуществления уставной деятельности. В связи с использованием коммунальных услуг третьими лицами без договоров, возмещение понесенных затрат предприятию не осуществлялось.
- Предприятием осуществлены неправомерные расходы по списанию бензина без оправдательных документов, неправомерные выплаты компенсации за использование личного автомобиля в служебных целях без документального подтверждения использования личного автомобиля в служебных целях и документов, подтверждающих служебные поездки, а также неправомерные выплаты директору предприятия ежемесячной премии без согласования с начальником органа местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа, в нарушение условий трудового договора.
- В нарушение ст. 178 Трудового кодекса РФ, отдельным работникам предприятия выплачена денежная компенсация при расторжении трудового договора по соглашению сторон в размере от двух до трех месячных окладов или среднемесячной заработной платы, не предусмотренная условиями трудовых договоров.
- По результатам анализа финансовой устойчивости выявлено кризисное финансовое состояние предприятия, как по состоянию на 31.12.2014 г., так и по состоянию на 31.03.2015 года. Общая величина источников финансирования имеет отрицательную величину а, следовательно, источники финансирования покрывающие затраты предприятия отсутствуют. Наличие в структуре кредиторской задолженности большой доли задолженности перед поставщиками и подрядчикам влечет риски признания предприятия несостоятельным (банкротом), ввиду того, что денежные средства, дебиторская задолженность и прочие оборотные активы не покрывают даже кредиторской задолженности.
Договор аренды имущества от 06.06.2014 б/н заключен предприятием в нарушение ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" до момента завершения формирования собственником его имущества уставного фонда.
В результате совершения сделок по передаче имущества в аренду предприятие временно лишилось возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены его уставом, по обеспечению потребителей Полевского городского округа услугами водоснабжения (в августе 2014 года) и водоотведения (в июле и августе 2014 года), что указывает на нарушение пункта 3 статьи 18 Федерального закона N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
В следствие чего средства, выделенные из бюджета на формирование и увеличение уставного фонда предприятия, использованы предприятием на расходы, включаемые в состав себестоимости. Осуществление предприятием за счет средств, полученных на формирование и увеличение уставного фонда, расходов, включаемых в себестоимость, не соответствуют принципу экономической эффективности деятельности предприятия, так как увеличение себестоимости не влечет увеличение стоимости имущества, находящегося в распоряжении предприятия в соответствии со ст. 12 Федерального закона № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Расходы, произведенные предприятием за счет предоставленных субсидий на формирование и увеличение уставного фонда, учтены при формировании тарифов, включая производственные расходы (расходы на приобретение материалов, расходы на оплату труда, расходы на энергетические ресурсы и холодную воду и др.) и ремонтные расходы (расходы на текущий и капитальный ремонт). Соответственно, перечисленные расходы предприятия восполнены за счет выручки от реализации услуг.
По результатам контрольного мероприятия направлен отчет в адрес Главы Полевского городского округа и Думы Полевского городского округа.
По фактам выявленных нарушений и недостатков Счетной палатой Полевского городского округа направлены представления Главе Полевского городского округа, начальнику органа местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа, директору муниципального унитарного предприятия Полевского городского округа «Жилищно-коммунальное хозяйство «Полевское» с предложениями по устранению выявленных нарушений и недостатков.
Думе Полевского городского округа предложено принять меры по приведению Устава Полевского городского округа в соответствие действующему законодательству, определению порядка принятия решений о создании, реорганизации или ликвидации муниципальных предприятий, а также принять меры к определению органа местного самоуправления, уполномоченного устанавливать порядок определения состава имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, порядок утверждения устава унитарного предприятия и заключения контракта с его руководителем.
Материалы проверки направлены в прокуратуру города Полевского.