Информация об основных итогах контрольного мероприятия «Проверка соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, переданным на праве хозяйственного ведения муниципальному унитарному предп

Информация

 об основных итогах контрольного мероприятия

«Проверка соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, переданным на праве хозяйственного ведения муниципальному унитарному предприятию

«Жилищно-коммунальное хозяйство «Полевское»

Счетной палатой Полевского городского округа проведено контрольное мероприятие «Проверка соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, переданным на праве хозяйственного ведения муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство «Полевское».

Отчет о результатах контрольного мероприятия утвержден распоряжением председателя Счетной палаты Полевского городского округа № 107 от 14.12.2015 года и рассмотрен на заседании комитета Думы Полевского городского округа по городскому хозяйству и муниципальной собственности 26.01.2016 года и внеочередной сессии Думы Полевского городского округа 11.02.2016 года.

Цели контрольного мероприятия

1. Проверить законность предоставления имущества и средств местного бюджета муниципальному унитарному предприятию Полевского городского округа «Жилищно-коммунальное хозяйство «Полевское».

2. Проверить законность использования муниципального имущества и средств местного бюджета, предоставленных муниципальному унитарному предприятию Полевского городского округа «Жилищно-коммунальное хозяйство «Полевское».

Объект проверки

Муниципальное унитарное предприятие Полевского городского округа «Жилищно-коммунальное хозяйство «Полевское» (далее – предприятие).

Основные нарушения и недостатки, выявленные при проведении контрольного мероприятия:

  1. Порядок принятия решений о создании, реорганизации или ликвидации муниципальных предприятий Думой Полевского городского округа не определен, что не соответствует пункту 6 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
  2. Подпунктом 27 пункта 1 статьи 34 Устава Полевского городского округа установлено, что учредителем муниципальных унитарных предприятий является Глава Полевского городского округа, что не в полной мере соответствует пункту 1 статьи 8 Федерального закона N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
  3. В Полевском городском округе не определен уполномоченный орган местного самоуправления на установление порядка определения состава имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, порядка утверждения устава унитарного предприятия и порядка заключения контракта с его руководителем. Соответственно, указанные порядки в отношении муниципальных унитарных предприятий Полевского городского округа не установлены, что не соответствует части 5 статьи 8 Федерального закона № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
  4. Передача предприятию прав владения и пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности осуществлена в нарушение статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
  5. В нарушение ч. 5 ст. 8 Федерального закона № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» стоимость имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, при его учреждении определена не в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
  6. В нарушение пункта 2 Постановления Главы Полевского городского округа от 06.06.2014 № 1076 и пункта 2.4. Положения о порядке передачи имущества в хозяйственное ведение муниципальным унитарным предприятиям и оперативное управление муниципальным учреждениям и распоряжения имуществом, переданным в хозяйственное ведение и оперативное управление, утвержденного решением Думы Полевского городского округа от 24.10.2013 N 19, отсутствуют акты о приеме-передаче имущества (сети горячего водоснабжения и тепловая сеть в п. Станционный-Полевской, насосы и водозаборные колонки).
  7. В нарушение ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и пункта 2.4. Положения о порядке передачи имущества в хозяйственное ведение муниципальным унитарным предприятиям и оперативное управление муниципальным учреждениям и распоряжения имуществом, переданным в хозяйственное ведение и оперативное управление, утвержденного решением Думы Полевского городского округа от 24.10.2013 N 19, предприятием допущено ненадлежащее оформление документов при принятии имущества в хозяйственное ведение.
  8. В нарушение пункта 2.10. Положения о порядке передачи имущества в хозяйственное ведение муниципальным унитарным предприятиям и оперативное управление муниципальным учреждениям и распоряжения имуществом, переданным в хозяйственное ведение и оперативное управление, утвержденного решением Думы Полевского городского округа от 24.10.2013 N 19, предприятием не переданы сведения в орган местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа о приобретении объекта основных средств для включения в реестр объектов муниципальной собственности.
  9. В нарушение ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" при проведении инвентаризации муниципального имущества в инвентаризационную опись от 05.12.2014 года предприятием включены не все принятые к учету объекты основных средств.
  10. В нарушение пунктов 7 и 10 ПБУ 6/01, пунктов 23 и 29 Методических указаний по бухучету основных средств, Учетной политики предприятия, большая часть основных средств, переданных предприятию в хозяйственное ведение, принята к учету по остаточной стоимости, а по основным средствам, принятым к учету по первоначальной стоимости, текущая рыночная стоимость не определена.
  11. В нарушение пункта 2.6. Положения о порядке передачи имущества в хозяйственное ведение муниципальным унитарным предприятиям и оперативное управление муниципальным учреждениям и распоряжения имуществом, переданным в хозяйственное ведение и оперативное управление, утвержденного решением Думы Полевского городского округа от 24.10.2013 N 19, предприятие не обеспечило  государственную регистрацию права хозяйственного ведения на объекты недвижимого имущества (сети горячего водоснабжения, тепловые сети, водопроводные сети, канализационные сети, здания тепловых пунктов, блочные котельные, здания насосных и канализационно-насосных станций, скважины для воды), в соответствии с требованиями ст. 131 Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
  12. В нарушение пункта 2.9. Положения о порядке передачи имущества в хозяйственное ведение муниципальным унитарным предприятиям и оперативное управление муниципальным учреждениям и распоряжения имуществом, переданным в хозяйственное ведение и оперативное управление, утвержденного решением Думы Полевского городского округа от 24.10.2013 N 19, предприятием не заключены договоры аренды земельных участков под недвижимым имуществом. Использование земли предприятием осуществлялось в нарушение принципа платности использования земли, установленного подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ.
  13. В нарушение статьи 23 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и пункта 24 Устава предприятия при осуществлении хозяйственной деятельности предприятием приобреталось имущество (основные средства и материалы), стоимость которого составляла более 10 % уставного фонда предприятия, без согласия собственника имущества.
  14. Предприятием осуществлено заимствование средств у физического лица в нарушение требований статьи 24 Федерального закона № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
  15. При передаче муниципального имущества в аренду предприятием допущены нарушения п. 3.1 Приказа ФАС России от 10.02.2010 N 67, пункта 11 части 1 и части 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", части 2 статьи 18 Федерального закона N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях",  статьи 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", абзаца первого пункта 2 статьи 295 Гражданского кодекса РФ. Заключение договоров аренды в отдельных случаях осуществлялось без проведения торгов на право заключения этих договоров, без проведения обязательной независимой оценки рыночной стоимости аренды имущества, без согласования сделки собственником имущества.
  16. В нарушение условий аренды № б/н от 06.06.2014, № 1 от 01.07.2014, № 3 и № 4 от 01.08.2014 с ООО «Региональная сетевая компания» и  № 14/1 от 01.08.2014 с ООО «Инженерные системы и сети» оплата по договорам аренды арендаторами не производилась. Требований о погашении задолженности по арендной плате и уплате законной неустойки предприятие не предъявляло.
  17. По договору аренды недвижимого имущества № 6 от 16.09.2014 г. предприятие передало во временное владение и пользование недвижимое имущество – нежилые помещения по ул. Челюскинцев, д. 43 и по ул. Хохрякова, д. 35 общей площадью 548,1 кв.м., при этом договор был подписан 06.03.2015 г.  Оплата по фактическим арендным отношениям, сложившимся с 16.09.2014 г. по 20.05.2015 г. не производилась.
  18. Счета-фактуры на оплату по договору аренды муниципального недвижимого имущества № 1 от 16.05.2015 года с ОАО «Уральские газовые сети» выставлены предприятием с нарушением установленного срока.
  19. Счета-фактуры на оплату по договору аренды муниципального недвижимого имущества № 3 от 16.05.2015 в нарушение условий договора не выставлялись, арендная плата и расходы, связанные с оплатой коммунальных услуг, ООО «Строй-Комфорт» не оплачивались.
  20. В ходе обследования зданий, предоставленных предприятию на праве хозяйственного ведения, выявлено наличие сторонних организаций, занимающих отдельные помещения в отсутствие правовых оснований.
  21. Списание муниципального имущества (участка тепловой сети 2251 п.м. балансовой стоимостью 6 489 270,77 руб.) осуществлено в нарушение Положения о порядке списания муниципального имущества Полевского городского округа, утвержденного решением Думы Полевского городского округа от 02.06.2011 N 353.
  22. Предусмотренные решением Думы Полевского городского округа от 29.05.2014 № 140 денежные средства в форме субсидий на формирование уставного фонда муниципального унитарного предприятия Полевского городского округа "Жилищно-коммунальное хозяйство "Полевское" направлены главным распорядителем бюджетных средств ОМС Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа на увеличение уставного фонда предприятия, т.е. не в соответствии с целевым назначением направления бюджетных средств, определенных решением о бюджете, в нарушение подпункта 3 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ и решения Думы Полевского городского округа от 17.12.2013 № 60 «О бюджете Полевского городского округа на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов» (с изменениями от 29.05.2014 № 140).
  23. Решение об увеличении уставного фонда муниципального унитарного предприятия Полевского городского округа «Жилищно-коммунальное хозяйство «Полевское» принято в нарушение положений ч. 3 статьи 14 Федерального закона № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» до завершения первого отчетного года предприятия, формирования по его итогам годовой бухгалтерской отчетности предприятия, предоставления и утверждения годовой бухгалтерской отчетности предприятия за 2014 год в установленном порядке.
  24. В нарушение пунктов 2, 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ и пункта 11 решения Думы Полевского городского округа от 17.12.2013 № 60 «О бюджете Полевского городского округа на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов» субсидии для формирования уставного фонда в объеме 5 100,0 тыс. руб. в 2014 году предоставлены без утвержденного Администрацией Полевского городского округа Порядка предоставления из бюджета данного вида субсидии и в отсутствие соглашений о предоставлении субсидий.
  25. Постановлением Администрации Полевского городского округа от 26.11.2014 года № 608-ПА утвержден Порядок предоставления из бюджета Полевского городского округа субсидий на возмещение организациям затрат по приобретению угля для угольных котельных в 2014 году, в котором в нарушение подпункта 5 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ отсутствуют положения об обязательной проверке главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом муниципального финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
  26. В нарушение пункта 2.2. Порядка планирования финансово-хозяйственной деятельности, утвержденного Постановлением Главы Полевского городского округа от 19.05.2008 N 536, в проверяемом периоде финансово-хозяйственная деятельность предприятия осуществлялась при отсутствии утвержденной в установленном порядке программы деятельности предприятия.
  27. В нарушение статьи 20 Федерального закона № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", Устава предприятия в отношении предприятия не были осуществлены права собственника имущества: не утвержден план финансово-хозяйственной деятельности предприятия, не утверждена бухгалтерская отчетность и отчеты предприятия, не утверждены показатели экономической эффективности (основные экономические показатели) деятельности предприятия.
  28. В нарушение статьи 26 Федерального закона № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" собственником имущества не определены случаи ежегодной аудиторской проверки независимым аудитором бухгалтерской отчетности муниципальных унитарных предприятий. Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности предприятия не проводилась.
  29. Проверкой установлено отсутствие нормативных правовых актов Администрации Полевского городского округа, регулирующих систему оплаты труда работников предприятия и нормативных правовых актов, устанавливающие порядок определения условий оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных унитарных предприятий Полевского городского округа.
  30. Предприятием недополучены доходы по фактически сложившимся отношениями с потребителями услуг до утверждения тарифов по теплоснабжению, по оказанию услуг по приему сточных вод, по оказанию услуг холодного водоснабжения. ООО «Региональная сетевая компания», как фактическому потребителю коммунальных ресурсов водоснабжения и водоотведения, предприятием за июль-август 2014 года счета не выставлялись, соответственно оплата не поступала.
  31. Предприятие несло затраты по коммунальным услугам для нежилых помещений, не используемых предприятием для осуществления уставной деятельности. В связи с использованием коммунальных услуг третьими лицами без договоров, возмещение понесенных затрат предприятию не осуществлялось.
  32. Предприятием осуществлены неправомерные расходы по списанию бензина без оправдательных документов, неправомерные выплаты компенсации за использование личного автомобиля в служебных целях без документального подтверждения использования личного автомобиля в служебных целях и документов, подтверждающих служебные поездки, а также неправомерные выплаты директору предприятия ежемесячной премии без согласования с начальником органа местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа, в нарушение условий трудового договора.
  33. В нарушение ст. 178 Трудового кодекса РФ, отдельным работникам предприятия выплачена денежная компенсация при расторжении трудового договора по соглашению сторон в размере от двух до трех месячных окладов или среднемесячной заработной платы, не предусмотренная условиями трудовых договоров.
  34. По результатам анализа финансовой устойчивости выявлено кризисное финансовое состояние предприятия, как по состоянию на 31.12.2014 г., так и по состоянию на 31.03.2015 года. Общая величина источников финансирования имеет отрицательную величину а, следовательно, источники финансирования покрывающие затраты предприятия отсутствуют. Наличие в структуре кредиторской задолженности большой доли задолженности перед поставщиками и подрядчикам влечет риски признания предприятия несостоятельным (банкротом), ввиду того, что денежные средства, дебиторская задолженность и прочие оборотные активы не покрывают даже кредиторской задолженности.

Договор аренды имущества от 06.06.2014 б/н  заключен предприятием в нарушение ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" до момента завершения формирования собственником его имущества уставного фонда.

В результате совершения сделок по передаче имущества в аренду предприятие временно лишилось возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены его уставом, по обеспечению потребителей Полевского городского округа услугами водоснабжения (в августе 2014 года) и водоотведения (в июле и августе 2014 года), что указывает на нарушение пункта 3 статьи 18 Федерального закона N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

В следствие чего средства, выделенные из бюджета на формирование и увеличение уставного фонда предприятия, использованы  предприятием на расходы, включаемые в состав себестоимости. Осуществление предприятием за счет средств, полученных на формирование и увеличение уставного фонда, расходов, включаемых в себестоимость, не соответствуют принципу экономической эффективности деятельности предприятия, так как увеличение себестоимости не влечет увеличение стоимости имущества, находящегося в распоряжении предприятия в соответствии со ст. 12 Федерального закона № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Расходы, произведенные предприятием за счет предоставленных субсидий на формирование и увеличение уставного фонда, учтены при формировании тарифов, включая производственные расходы (расходы на приобретение материалов, расходы на оплату труда, расходы на энергетические ресурсы и холодную воду и др.) и ремонтные расходы (расходы на текущий и капитальный ремонт). Соответственно, перечисленные расходы предприятия восполнены за счет выручки от реализации услуг.

По результатам контрольного мероприятия направлен отчет в адрес Главы Полевского городского округа и Думы Полевского городского округа.

По фактам выявленных нарушений и недостатков Счетной палатой Полевского городского округа направлены представления Главе Полевского городского округа, начальнику органа местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа, директору муниципального унитарного предприятия Полевского городского округа «Жилищно-коммунальное хозяйство «Полевское» с предложениями по устранению выявленных нарушений и недостатков.

Думе Полевского городского округа предложено принять меры по приведению Устава Полевского городского округа в соответствие действующему законодательству, определению порядка принятия решений о создании, реорганизации или ликвидации муниципальных предприятий, а также принять меры к определению органа местного самоуправления, уполномоченного устанавливать порядок определения состава имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, порядок утверждения устава унитарного предприятия и заключения контракта с его руководителем.

Материалы проверки направлены в прокуратуру города Полевского.

                                                                                                        

Интернет ресурсы

 

Разработка и поддержка сайта