СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ПОЛЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА __________________________________________________________________
ИНФОРМАЦИЯ
ОБ ОСНОВНЫХ ИТОГАХ КОНТРОЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Счетной палатой Полевского городского округа в соответствии с пунктом 1.3 раздела 1 плана работы Счетной палаты Полевского городского округа на 2019 год, утвержденного распоряжением Счетной палаты Полевского городского округа от 26.12.2018 № 105, распоряжением председателя Счетной палаты от 16.07.2019 года № 36 «О проведении контрольного мероприятия», проведено контрольное мероприятие «Проверка ведения претензионно-исковой работы по взысканию задолженности по арендной плате органом местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа».
Цель контрольного мероприятия: проверить ведение претензионно-исковой работы по взысканию задолженности по арендной плате.
Объект контрольного мероприятия: орган местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа (далее также – ОМС Управление муниципальным имуществом ПГО).
По результатам контрольного мероприятия Счетной палатой составлен акт от 11 ноября 2019 года. В установленный срок, в течение пяти рабочих дней, в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 07.02.2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», статьей 18 Положения о Счетной палате Полевского городского округа, утвержденного решением Думы Полевского городского округа от 15.12.2011 года № 436, ОМС Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа пояснения к акту проверки не представлены. Пояснения, представленные 27.11.2019 года письмом Управления муниципальным имуществом от 22.11.2019 № 6902, приобщены к материалам контрольного мероприятия и учтены при составлении отчета.
В результате проведенного контрольного мероприятия выявлено:
1. По отчетным данным на начало 2018 года объем просроченной дебиторской задолженности в местный бюджет по доходам от сдачи в аренду имущества составлял 46 464,2 тыс. руб., из них:
- по договорам аренды земельных участков – 24 076,6 тыс. руб.;
- по договорам аренды объектов недвижимого нежилого имущества (зданий, помещений) – 8 167,9 тыс. руб.;
- за пользование инженерными сооружениями и коммунальными сетями – 14 600,1 тыс. руб.;
- по договорам аренды движимого имущества – 213,6 тыс. руб.
2. В течение 2018 года просроченная дебиторская задолженность увеличилась по доходам от сдачи в аренду инженерных сооружений и коммунальных сетей на 2561,5 тыс. руб. или на 17,5%, а также по доходам от сдачи в аренду движимого имущества на 19,1 тыс. руб. или на 8,9 %. Рост просроченной дебиторской задолженности обусловлен неисполнение обязательств ОАО «Полевская коммунальная компания» по концессионным соглашениям и договору аренды узла коммерческого учета.
По отчетным данным за 2018 год просроченная дебиторская задолженность по доходамот сдачи в аренду земельных участков уменьшилась на 7 495,3 тыс. руб. или на 31,1 %. Уменьшение объема просроченной дебиторской задолженности обусловлено списанием с баланса безнадежной к взысканию задолженности ООО «Финансовая строительная корпорация» в размере 10904,7 тыс. руб. Без учета объема списанной задолженности за 2018 год рост просроченной задолженности по арендной плате за земельные участки составил 3 409,4 тыс. руб. или 14,2 %.
В 2018 году просроченная дебиторская задолженность по доходам от сдачи в аренду объектов недвижимого нежилого имущества (зданий, помещений) уменьшилась на 884,5 тыс. руб. или на 10,8%. Снижение просроченной дебиторской задолженности обусловлено уплатой арендаторами задолженности по арендной плате в результате проведенного с ними досудебного урегулирования.
3. В ходе проверки органом местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа представлена расшифровка просроченной дебиторской задолженности, сложившейся по договорам аренды земельных участков на 01.01.2018 года, согласно которой объем просроченной задолженности по доходам от арендной платы отражен в сумме 26 963,5 тыс. руб., что превышало данные бюджетной отчетности на 2 886,9 тыс. руб.
По требованию Счетной палаты предоставлена уточненная информация о суммах просроченной дебиторской задолженности по состоянию на 01.01.2018 года в разрезе должников, согласно которой объем просроченной задолженность по арендной плате за земельные участки составил 28 455,2 тыс. руб., что также не соответствовало показателям бюджетной отчетности и превышало их на 4 378,6 тыс. руб.
Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа объяснило причины расхождения данных об объеме просроченной дебиторской задолженности тем, что в 2018 году были уменьшены плановые начисления арендных платежей на основании произведенных перерасчетов в связи с пересмотром кадастровой стоимости по решениям Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и по решениям Свердловского областного суда; в программное обеспечение ППО «БАРС» такие изменения вносились автоматически и выгружались уже с произведенными изменениями по арендной плате. Таким образом, список задолженности на 01.01.2018 представленный в 2019 году имеет расхождения с данными бухгалтерской отчетности, сформированной на 01.01.2018 года.
В ходе проверки не возможно было сопоставить данные уточненной расшифровки дебиторской задолженности в разрезе арендаторов с данными бухгалтерского учета органа местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа, т.к. бухгалтерский учет земельных участков, переданных в возмездное пользование (по договорам аренды), в разрезе арендаторов (пользователей), мест нахождения, по количественным и стоимостным характеристикам не велся, учет расчетов по доходам в разрезе поступлений по плательщикам (дебиторам) и соответствующим им суммам расчетов не осуществлялся, в нарушение Инструкции, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».
При проверке лицевых счетов по договорам аренды земельных участков также установлено несоответствие объемов задолженности на начало 2018 года данным уточненной расшифровки дебиторской задолженности в разрезе арендаторов по 7 договорам аренды. Расхождение между показателями составило 153,5 тыс. руб. по арендной плате и 54,4 тыс. руб. по пени.
4. Претензионно-исковая работа осуществлялась органом местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа по Плану работы на 2018 год, утвержденному начальником Управления 29.12.2017 года.
В 2018 году претензионно-исковая работа регламентирована не была, Порядок осуществления претензионной и исковой работы с просроченной дебиторской задолженностью утвержден приказом и.о. начальника Управления муниципальным имуществом Полевского городского округа от 24.04.2019 года.
5. По состоянию на 01.01.2018 года согласно уточненной расшифровке дебиторской задолженности по 826 договорам аренды земельных участков имелась просроченная задолженность (что составляло 80,7 % от числа действующих договоров), в том числе по арендной плате в объеме 28 455,2 тыс. руб., по пеням, начисленным за несвоевременное исполнение обязательств по договорам аренды земельных участков, – 13 545,7 тыс. руб. Период возникновения задолженности с 2014 по 2018 год включительно.
По результатам анализа представленных к проверке документов установлено, что в течение 2018 года Управлением муниципальным имуществом Полевского городского округа проведена следующая претензионно-исковая работа в отношении должников по договорам аренды земельных участков:
- направлены письма с предложением о добровольном погашении задолженности в адрес девяти должников по 9 договорам аренды по арендной плате на сумму 68,9 тыс. руб., по процентам за пользование чужими денежными средствами (пени) – 10,8 тыс. руб. Из них в полном объеме в 2018 году оплатили задолженность два должника;
- в отношении других 70 должников по 85 договорам аренды земельных участков выставлены 93 претензии на сумму задолженности по арендной плате 8 089,7 тыс. руб., пени 3 347,1 тыс. руб. Из них не исполнено 60 претензий (по 13 претензиям не истек срок исполнения – 30 дней с момента получения), исполнено частично 15 претензий, одна претензия выставлена необоснованно, т.к. задолженность арендатора отсутствовала. В полном объеме в 2018 году исполнено 17 претензии;
- проведено 7 заседаний Комиссии по должникам за аренду земельных участков, на которых рассмотрена задолженность 20 должников по 23 договорам аренды. В их числе Комиссией рассмотрена задолженность 7 должников по 10 договорам аренды, которым в 2018 году претензии не выставлялись, на сумму задолженности по арендной плате 1 074,3 тыс. руб., пени 720,9 тыс. руб., из них решение Комиссии о погашении задолженности исполнено в полном объеме по трем договорам аренды, исполнено частично – по трем договорам аренды, в отношении должников по четырем договорам аренды принято решение о передаче документов в суд;
- после проведенной работы по досудебному урегулированию подготовлены и направлены в суд 22 заявления в отношении 21 должника по 24 договорам аренды на сумму взыскания по арендной плате 2 885,9 тыс. руб. и пеням 677,8 тыс. руб., из которых 19 заявлений взыскателя удовлетворены судом на весь объем задолженности. В связи с применением судом последствий пропуска срока исковой давности два исковых требования удовлетворены частично, в удовлетворении одного искового требования судом отказано. Всего по направленным в 2018 году в суд заявлениям решениями судов и судебными приказами установлено к взысканию 2 227,4 тыс. руб., или 90,6 % от объема требований, в том числе задолженности по арендной плате 2 599,9 тыс. руб., пени – 627,5 тыс. руб.
Таким образом, в течение 2018 года претензионно-исковой работой охвачено 104 договора аренды земельных участков, что составило 12,6 % от количества договоров по которым имелась просроченная задолженность по арендной плате и (или) пени по состоянию на 01.01.2018 года, и 31,7 % объема просроченной задолженности.
6. По состоянию на 01.01.2018 года просроченная дебиторская задолженность по аренде недвижимого нежилого имущества (зданий, помещений) имелась у 11 должников по 10 договорам аренды (из них 7 договоров на начало 2018 года были расторгнуты) и в одном случае за фактическое пользование объектом без оформления договорных отношений (на начало 2018 года объект был истребован из чужого незаконного владения и возвращен судебными приставами в Управление муниципальным имуществом), в отношении этих 8 должников осуществлялось исполнительное производство. Период возникновения задолженности с 2004 по 2017 годы.
В течение 2018 года Управлением муниципальным имуществом Полевского городского округа проведена претензионно-исковая работа с пятью должниками, имеющими текущую задолженность по пяти договорам аренды (в их адрес направлено 5 претензий) и с тремя должниками по трем договорам аренды недвижимого нежилого имущества по задолженности, сложившейся на 01.01.2018 года:
- в адрес должников направлено четыре претензии на сумму задолженности по арендной плате – 2 268,4 тыс. руб., пени – 94,8 тыс. руб.;
- задолженность рассмотрена на заседаниях Комиссии по должникам за аренду нежилых помещений 23.03.2018 года и 29.06.2018 года;
- подготовлено и направлено в суд заявление в отношении одного должника (договор с ним расторгнут 12.01.2018 года) на сумму задолженности по арендной плате 8,2 тыс. руб. и процентам за просрочку исполнения обязательств 0,3 тыс. руб., заявление судом удовлетворено, выдан судебный приказ, после чего органом местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа направлено заявление в Управление Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области о возбуждении исполнительного производства и заявление в Управление Пенсионного фонда РФ об удержании денежных средств со счета должника - физического лица.
В 2018 году исполнительное производство возбуждено в отношении еще двух должников, в то же время, два исполнительных производства прекращены в связи с признанием банкротом должника ООО «Региональная сетевая компания» и в связи с прекращением деятельности должника ООО «Региональная сетевая компания – Восток» путем исключения его из Единого государственного реестра юридических лиц 16.11.2018 года.
7. Просроченная дебиторская задолженность, сложившаяся по договорам аренды инженерных сооружений и коммунальных сетей на 01.01.2018 года, имелась у трех должников по 20 договорам аренды и концессионным соглашениям, из них по состоянию на начало 2018 года с двумя должниками ООО «Региональная сетевая компания» и ООО Сетевая компания «Новая энергетика» 17 договоров аренды были расторгнуты, исполнительное производство по ним было прекращено, в связи с признанием должников банкротами.
В 2018 году претензионно-исковая работа проводилась с одним должником, которому направлено три претензии по трем концессионным соглашениям в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение), расположенных в северной части г. Полевского на общую сумму 3560,0 тыс. руб., из них задолженность по концессионной плате 3389,8 тыс. руб.,пени – 170,2 тыс. руб.
Представители должника были приглашены на заседания Комиссии по должникам за аренду нежилых помещений, состоявшиеся 23.03.2018 и 29.06.2018 года. В течение 2018 года задолженность по концессионной плате не поступала.
8. Претензионная работа в отношении должников - арендаторов движимого имущества в 2018 году не проводилась.
Просроченная дебиторская задолженность по доходам за аренду движимого имущества на начало 2018 года имелась по 5 расторгнутым договорам аренды движимого имущества двух должников ООО «Сетевая компания «Новая энергетика» и ООО «Полевское РСУ», которые решениями суда признанны несостоятельными (банкротами).
9. В 2019 году просроченная задолженность ООО «Региональная сетевая компания – Восток» по договору аренды муниципального нежилого фонда признана сомнительной и списана с баланса в размере 3 188,9 тыс. руб., в том числе по арендной плате – 2 733,5 тыс. руб., по процентам за пользование чужими денежными средствами – 455,4 тыс. руб.
Просроченная задолженность ООО «Сетевая компания «Новая энергетика» по договорам аренды недвижимого имущества (сетей) и договорам аренды движимого имущества в 2019 году также признана сомнительной и списана с баланса в размере 3 604,5 тыс. руб., в том числе по арендной плате за пользование недвижимым имуществом (сетями) – 3 353,5 тыс. руб., по арендной плате за пользование движимым имуществом – 192,0 тыс. руб., по процентам за пользование чужими денежными средствами – 59,0 тыс. руб.
10. Определением Арбитражного суда Свердловской области от 08.10.2015 года требования органа местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа в размере 12 329,3 тыс. руб. (в том числе задолженность по арендной плате – 10 838,1 тыс. руб., пени – 1 491,2 тыс. руб.) в полном объеме включены в реестр требований кредиторов ООО «Региональная сетевая компания».
11. Работа Комиссии по должникам за аренду земельных участков и Комиссии по должникам за аренду нежилых помещений регламентирована Положением о комиссии по взысканию задолженности по доходам от сдачи в аренду муниципального имущества, находящегося в собственности Полевского городского округа, доходам, получаемым в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и доходам от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденным приказом органа местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа от 08.11.2017 № 228.
Отчет о результатах контрольного мероприятия утвержден распоряжением Счетной палаты Полевского городского округа от 30.12.2019 № 73.
Инспектор Счетной палаты
Полевского городского округа Т.Е. Фарнина