ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Счетной палаты на проект решения Думы Полевского городского округа «О внесении изменений и дополнений в положение о звании «Почетный гражданин Полевского городского округа», утвержденное решением Думы Полевского городского округа от 31.08.2006 № 247»
13 марта 2013 года г. Полевской
Заключение подготовлено Счетной палатой Полевского городского округа (далее – Счетная палата) в соответствии со статьей 8 Положения о Счетной палате Полевского городского округа, утвержденного решением Думы Полевского городского округа от 15.12.2011 N 436, на основании п.8 раздела 2 плана работы Счетной палаты на 2013 год, распоряжения председателя Счетной палаты от 07.03.2013 № 17 по результатам финансово-экономической экспертизы решения Думы Полевского городского округа «О внесении изменений и дополнений в положение о звании «Почетный гражданин Полевского городского округа», утвержденное решением Думы Полевского городского округа от 31.08.2006 № 247» (далее – проект).
В Счетную палату 07.03.2013 года для проведения экспертизы поступили следующие документы:
1. Копия письма Главы Полевского городского округа от 21.02.2013 № 756 – на 1 листе.
2. Копия заключения зам. начальника Финансового управления начальника финансового отдела Султановой Е.Г. – на 2 листах.
3. Проект – на 2 листах.
4. Пояснительная записка к проекту – на 2 листах.
5. Копия письма муниципального унитарного предприятия «Ритуальные услуги» Полевского городского округа от 21.09.2012 № 215 – на 1 листе.
6. Копия приказа главного врача ГБУЗ СО «Полевская СП» № 28/1 от 27.02.2012 года - на 6 листах.
7. Копия прейскуранта цен на платные медицинские услуги на ортопедическом приеме ГБУЗ СО «Полевская СП», утвержденного главным врачом ГБУЗ СО «Полевская СП» от 12.04.2012 – на 7 листах;
8. Копия прейскуранта цен на зубное протезирование с 12.04.2012г. – на 1 листе;
9. Копия лицензии № ЛО-66-01-000147 от 27.06.2008 на осуществление медицинской деятельности – на 2 листах.
К проекту не представлено финансово-экономическое обоснование в части касающейся расходных обязательств Полевского городского округа, что не соответствует требованиям Положения о порядке подготовки проектов решений Думы Полевского городского округа в новой редакции, утвержденного решения Думы Полевского городского округа от 19.11.2009 № 24.
Рассмотрев проект и прилагаемые к нему документы, Счетная палата отмечает следующее.
Проект предусматривает внесение изменений в статью 10 «Права и льготы для граждан, удостоенных звания «Почетный гражданин» Положения о звании «Почетный гражданин Полевского городского округа», утвержденного решением Думы Полевского городского округа от 31.08.2006 № 247 (далее – Положение), в том числе:
1) исключается предоставление права на бесплатный проезд в городском и пригородном общественном транспорте (за исключением такси) на всей территории Полевского городского округа;
2) исключается предоставление права на бесплатное медицинское обслуживание в государственном бюджетном учреждении Свердловской области "Полевская центральная городская больница";
3) изменяется положение о праве на внеочередное бесплатное зубопротезирование и ремонт зубных протезов;
4) изменяется норма о расходах, связанных с подготовкой к перевозке тела, перевозкой его к месту захоронения, кремированием, погребением;
5) уточняется положение об изготовлении и установке надгробного памятника за счет средств местного бюджета.
Предоставляемое право на компенсацию части стоимости работ по зубопротезированию или ремонту зубных протезов, на возмещение стоимости услуг по погребению, на изготовление и установку надгробного памятника за счет средств местного бюджета является установлением мер социальной поддержки гражданам, удостоенным звания «Почетный гражданин Полевского городского округа».
Согласно ст. 65 Бюджетного кодекса формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
Статьей 6 Бюджетного кодекса определено, что расходные обязательства бюджета представляют собой обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Согласно ч. 1 ст. 86 Бюджетного кодекса расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:
принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;
принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;
заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными бюджетными учреждениями.
В соответствии с ч. 5 ст. 86 Бюджетного кодекса органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" под социальной помощью понимается предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
Предоставление гражданам льгот и мер социальной поддержки также устанавливается законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона РФ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предоставление льгот (мер социальной поддержки) гражданам, удостоенным звания «Почетный гражданин» не относится к вопросам местного значения и не является расходным полномочием городского округа.
Согласно ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Следовательно, законодательством предусмотрена возможность установления органами местного самоуправления дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации.
Так как законодательством Российской Федерации не предусмотрены меры социальной поддержки и социальной помощи для почетных граждан муниципальных образований, принятие рассматриваемого проекта нормативного правового акта находится за пределами компетенции органов местного самоуправления.
Кроме того, установление мер социальной поддержки гражданам, удостоенным звания «Почетный гражданин», будет являться для Полевского городского округа нарушением ограничений, установленных ч.3 ст. 136 Бюджетного кодекса РФ.
Согласно п.3 ст. 136 Бюджетного кодекса РФ муниципальные образования, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов (за исключением субвенций) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 30% собственных доходов местного бюджета не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.
Пункт 3 части 1 проекта предусматривает следующее: «граждане, удостоенные звания «Почетный гражданин Полевского городского округа», имеют право на компенсацию части стоимости работ по зубопротезированию или ремонту зубных протезов в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Свердловской области «Полевская стоматологическая поликлиника» за счет средств местного бюджета в размере до 6000 рублей, но не более фактически затраченных средств, в соответствии с предъявленными платежными документами, стоимость работ, превышающая 6000 рублей оплачивается гражданином самостоятельно. Расходы по выполнению работ по зубопротезированию или ремонту зубных протезов компенсируются ГБУЗ СО «Полевская стоматологическая поликлиника на основании соглашения, заключенного с Администрацией Полевского городского округа».
Следовательно, проектом предусмотрено установление в качестве единственного учреждения здравоохранения, оказывающего услуги по зубопротезированию и ремонту зубных протезов гражданам, удостоенным звания «Почетный гражданин Полевского городского округа» ГБУЗ СО «Полевская стоматологическая поликлиника», что содержит признаки нарушения п.5 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а кроме того, заключение соглашения между ГБУЗ СО «Полевская стоматологическая поликлиника» и Администрацией Полевского городского округа, в результате которого появится возможность создания ГБУЗ СО «Полевская стоматологическая поликлиника» более благоприятных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере оказания платных медицинских услуг по зубопротезированию и ремонту зубных протезов, повлечет нарушение ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 “О защите конкуренции” федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, иным органам и организациям, осуществляющим функции указанных органов, запрещается принимать акты и осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.
Согласно ст. 16 Закона N 135-ФЗ запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков).
Проект (в указанной части) предполагает ограничение выбора хозяйствующих субъектов, имеющих право осуществлять медицинскую деятельность по зубопротезированию и ремонту зубных протезов гражданам, удостоенным звания «Почетный гражданин Полевского городского округа», и, тем самым, предполагает ограничение конкуренции на рынке медицинских услуг и ущемление интересов иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на том же рынке.
Пункт 4 части 1 проекта предусматривает внесение изменений в п.3 ст. 10 Положения, а именно: «стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела на основании справки о смерти. Оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению производится за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего».
Пунктом 4 статьи 10 Положения предусмотрено, что расходы связанные с исполнением данной статьи Положения, производятся за счет средств местного бюджета, в том числе резервного фонда Администрации Полевского городского округа.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе услуг по погребению, предусмотренных гарантированным перечнем.
Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, федерального бюджета, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации (с последующим возмещением из федерального бюджета в установленных случаях), Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации.
Так как законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле не предусматривает расходных полномочий органов местного самоуправления по возмещению стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, принятие проекта (в указанной части) является нарушением компетенции органов местного самоуправления.
При отсутствии финансово-экономического обоснования принятия проекта провести финансово-экономическую экспертизу проекта в полном объеме невозможно, так как отсутствует предполагаемая сумма расходов вносимых изменений, которая должна быть подтверждена расчетами, калькуляциями затрат, статистическими и иными данными со ссылками на источники информации.
Таким образом, принятие изменений вносимых проектом нецелесообразно.
Положение о звании «Почетный гражданин Полевского городского округа», утвержденного решением Думы Полевского городского округа от 31.08.2006 № 247 нуждается в доработке в части определения льгот для граждан, удостоенных звания «Почетный гражданин Полевского городского округа».
С учетом изложенного, Счетная палата полагает, что проект может быть рассмотрен Думой Полевского городского округа с учетом замечаний, изложенных в настоящем заключении.
Председатель Счетной палаты
Полевского городского округа И.М. Зюзева