Заключение
по результатам финансово-экономической экспертизы проекта решения Думы Полевского городского округа «Об установлении на 2012-2013 учебный год дополнительных социальных гарантий учащимся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, проживающим в сельских населенных пунктах Полевского городского округа»
23 октября 2012 г. г.Полевской
Экспертиза проведена на основании п. 2.1. плана работы Счетной палаты Полевского городского округа на 2012 год, утвержденного распоряжением Счетной палаты Полевского городского округа от 26.03.2012 № 5, в соответствии с основными полномочиями Счетной палаты, установленными ч.2 Федеральный закон от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" и ст. 8 Положения о Счетной палате Полевского городского округа, утвержденного решением Думы Полевского городского округа от 15.12.2011 N 436.
Проект решения Думы Полевского городского округа предусматривает установление на 2012-2013 учебный год для учащихся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, проживающим в сельских населенных пунктах Полевского городского округа, дополнительных социальных гарантий в виде права льготного проезда на общественном транспорте, осуществляющем городские и пригородные перевозки в пределах территории Полевского городского округа (по маршрутам 120, 145 до села Курганово), на одном из пригородных маршрутов по выбору учащегося.
Право льготного проезда на общественном транспорте представляет собой дополнительную меру социальной поддержки обучающимся, устанавливаемую помимо предусмотренных главой V «Социальные гарантии реализации прав граждан на образование» Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", предоставляя возможность реализации конституционного права на образование и обеспечивая доступность начального и среднего профессионального образования для учащихся, проживающих в сельских населенных пунктах.
Согласно абз.2 ч. 5 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Несмотря на то, что финансирование таких полномочий органов местного самоуправления, не является обязанностью муниципального образования, установление дополнительных социальных гарантий учащимся не будет являться нарушением ограничений, установленных ч.3 ст. 136 Бюджетного кодекса РФ, так как федеральным законом N 131-ФЗ решение вопроса об установлении дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно п.3 ст. 136 Бюджетного кодекса РФ муниципальные образования, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов (за исключением субвенций) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 30% собственных доходов местного бюджета не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.
Принятие рассматриваемого проекта решения потребует дополнительных расходов из местного бюджета в сумме 400,0 тыс. руб. (расчет представлен в пояснительной записке к проекту решения).
Согласно абз.3 ч. 5 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансирование дополнительных мер социальной поддержки осуществляется при наличии возможности бюджета муниципального образования.
В соответствии с п. 2 ст. 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств может осуществляться в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в решение о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Исходя из заключения на указанный проект заместителя Главы Администрации Полевского городского округа в настоящее время отсутствует возможность установления дополнительных социальных гарантий по причинам фактического невыполнения плана по доходам местного бюджета, отсутствия дополнительных источников поступления доходов, наличия расходных обязательств по вопросам местного значения, не обеспеченных финансированием.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публичного образования компенсации в виде неполученной с потребителя платы, а суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в бюджете.
Учитывая изложенное, при рассмотрении проекта решения Думы Полевского городского округа «Об установлении на 2012-2013 учебный год дополнительных социальных гарантий учащимся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, проживающим в сельских населенных пунктах Полевского городского округа» следует определить возможность финансового обеспечения устанавливаемых расходных обязательств Полевского городского округа. В случае отсутствия возможности бюджета муниципального образования на финансирование дополнительных мер социальной поддержки учащихся, принятие такого расходного обязательства, не обеспеченного финансированием, представляется не целесообразным.
Председатель Счетной палаты
Полевского городского округа И.М. Зюзева