Главная Деятельность Экспертная деятельность в 2015 году 25.11.2015 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Счетной палаты по результатам экспертизы проекта решения Думы Полевского городского округа «О бюджете Полевского городского округа на 2016 год»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Счетной палаты по результатам экспертизы проекта решения Думы Полевского городского округа «О бюджете Полевского городского округа на 2016 год»
25 ноября 2015 года г. Полевской
1. Общие положения
В соответствии требованиями статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 9 и 25 Положения о бюджетном процессе в Полевском городском округе в новой редакции, утвержденного решением Думы Полевского городского округа от 10.02.2009 N 734 (с изменениями), статьи 8 Положения о Счетной палате Полевского городского округа, утвержденного решением Думы Полевского городского округа от 15.12.2011 N 436 (с изменениями), распоряжения председателя Счетной палаты от 11.11.2015 № 98 Счетной палатой проведена экспертиза проекта решения Думы Полевского городского округа «О бюджете Полевского городского округа на 2016 год».
Заключение Счетной палаты на проект решения Думы Полевского городского округа «О бюджете Полевского городского округа на 2016 год» подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – БК РФ), Положением о бюджетном процессе в Полевском городском округе (с изменениями), Положением о Счетной палате Полевского городского округа (с изменениями).
При подготовке заключения Счетная палата учитывала необходимость реализации положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 04.12.2014 года (в части бюджетной политики), указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, Прогноза социально-экономического развития Полевского городского округа на 2016-2018 годы, утвержденного Постановлением Администрации Полевского городского округа от 06.10.2015 № 488-ПА, Основных направлений бюджетной политики и основных направлений налоговой политики Полевского городского округа на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, муниципальных программ Полевского городского округа.
В ходе экспертизы рассмотрены вопросы, определенные Стандартом внешнего муниципального финансового контроля СФК 23 «Экспертиза проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период».
Проект решения Думы Полевского городского округа «О бюджете Полевского городского округа на 2016 год» (далее – проект решения) 10.11.2015 года внесен в Думу Полевского городского округа Главой Полевского городского округа письмом от 10.11.2015 № 6829 в срок, установленный статьями 14 и 22 Положения о бюджетном процессе в Полевском городском округе в новой редакции, утвержденного решением Думы Полевского городского округа от 10.02.2009 N 734 (с изменениями).
Перечень и содержание документов, представленных одновременно с проектом решения, соответствует требованиям Положения о бюджетном процессе в Полевском городском округе в новой редакции, утвержденного решением Думы Полевского городского округа от 10.02.2009 N 734 (с изменениями).
2. Общая характеристика проекта решения Думы Полевского городского округа «О бюджете Полевского городского округа на 2016 год»
В соответствии со статьей 169 БК РФ проект бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств.
Прогноз социально-экономического развития Полевского городского округа на 2016-2018 годы, утвержденный постановлением Администрации Полевского городского округа от 06.10.2015 № 488-ПА, разработан на основе прогноза социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2018 годы, основных тенденций социально-экономического развития Полевского городского округа, сложившихся в отчетном периоде, с учетом оценки ожидаемых результатов в текущем финансовом году и экспертных заключений о тенденциях развития Полевского городского округа в плановом периоде, прогнозной оценки деятельности и развития отдельных сфер экономики Полевского городского округа, стратегии социально-экономического развития Полевского городского округа на период до 2020 года, прогнозных значениях индексов-дефляторов и инфляции, доведенные до муниципального образования Министерством экономики Свердловской области.
Макроэкономические параметры, используемые для составления проекта местного бюджета на 2016 год, значительно отличаются от показателей прогноза социально-экономического развития Полевского городского округа (утвержденного постановлением Администрации Полевского городского округа от 19.09.2014 № 472-ПА), положенного в основу формирования местного бюджета на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, что существенно влияет на результаты исполнения местного бюджета в 2015 году и условия составления бюджета на плановый период.
Основные макроэкономические параметры на 2014-2016 годы, представлены в таблице 1.
В 2015 году ожидается превышающий прогноз рост промышленного производства, снижение объема инвестиций менее прогнозируемого, снижение прогнозируемого темпа роста потребительского рынка и оплаты труда.
Для экономики Полевского городского округа на 2016 год прогнозируется замедление темпов роста производства, сокращение объема инвестиций в основной капитал, сдержанная, по сравнению с ранее прогнозируемой, динамика роста оплаты труда (на 5 % в год), умеренная динамика роста потребительского рынка.
Таблица 1
Показатель |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|||
Постановление Администрации № 472-ПА |
Постановление Администрации № 488-ПА |
Постановление Администрации № 472-ПА |
Постановление Администрации № 488-ПА |
Постановление Администрации № 472-ПА |
Постановление Администрации № 488-ПА |
|
оценка |
отчет |
прогноз |
оценка |
прогноз |
прогноз |
|
Оборот организаций (по полному кругу), млн. руб. |
45220,42 |
47648,3 |
48260,42 |
58650,9 |
51030,81 |
58723,8 |
- процентов к предыдущему году |
99,4 |
104,7 |
106,7 |
123,1 |
105,7 |
100,1 |
Объем инвестиций, млн. руб. |
5050,89 |
9304,25 |
2915,0 |
8097,0 |
110,57 |
6000,0 |
- процентов к предыдущему году |
113,8 |
209,6 |
57,7 |
87,0 |
1,9 |
74,1 |
Денежные доходы населения от оплаты труда, млн. руб. |
6342,5 |
6166,32 |
6723,06 |
6474,64 |
7126,44 |
6798,37 |
- процентов к предыдущему году |
106,0 |
103,1 |
106,0 |
105,0 |
106,0 |
105,0 |
Оборот розничной торговли, млн. руб. |
6951,0 |
6950,6 |
7446 |
7312,0 |
7736,0 |
7807,0 |
- процентов к предыдущему году |
103,9 |
103,9 |
107,1 |
105,2 |
103,9 |
106,8 |
Оборот общественного питания, млн. руб. |
641,0 |
691,0 |
660,0 |
704,0 |
679,0 |
718,0 |
- процентов к предыдущему году |
102,0 |
109,9 |
103,0 |
101,9 |
102,9 |
102,0 |
Основные характеристики местного бюджета за 2011 – 2016 годы представлены в таблице 2.
Таблица 2
Наименование показателя |
Ед. измерения |
Исполнение по годам |
2015 год (решение Думы № 238) |
Проект решения о бюджете на 2016 год |
|||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
||||
Доходы |
тыс. руб. |
1 337 784,2 |
1 356 169,17 |
1 590 964,25 |
1 649 201,87 |
1 613 556,016 |
1 605 398,37 |
Расходы |
1 395 602,5 |
1 382 023,22 |
1 580 454,02 |
1 637 044,89 |
1 675 208,90463 |
1 605 398,37 |
|
Дефицит |
57 818,3 |
25 854,05 |
– |
– |
61 652,88863 |
– |
|
Профицит |
– |
– |
10 510,23 |
12 156,98 |
– |
– |
|
Размер дефицита |
(%) |
2,68 |
5,37 |
– |
– |
12,91 |
– |
Динамика основных характеристик местного бюджета на 2016 год характеризуется сокращением доходов и расходов. Так, доходы бюджета в 2016 году прогнозируется сократить на 0,5 % к уровню 2015 года, расходы прогнозируется сократить на 4,2 %.
Местный бюджет на 2016 год структурно сформирован на основе муниципальных программ Полевского городского округа.
Общий объем прогноза доходной части местного бюджета на 2016 год, ранее утвержденный решением Думы Полевского городского округа от 18.12.2014 № 238 «О бюджете Полевского городского округа на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» (далее – решение Думы № 238), увеличен на 63 283,82 тыс. руб., или на 4,1 %, что связано с пересмотром показателей безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ (- 5 469,0 тыс. руб.) и показателей прогноза социально-экономического развития городского округа (+ 68 752,82 тыс. руб.).
Общий объем расходов местного бюджета на 2016 год прогнозируется в объеме 1 605 398,37 тыс. руб., что на 4,1 % выше плановых назначений, установленных решением Думы № 238 на 2016 год.
Основную долю в расходах местного бюджета составит социальная сфера, на долю которой приходится более 84,0 % всех расходных обязательств местного бюджета.
Проект местного бюджета на 2016 год сформирован без дефицита и профицита. Погашение бюджетных кредитов Полевского городского округа в сумме 4 595,5 тыс. руб. планируется осуществлять за счет изменения остатка средств на счете по учету средств бюджета.
Пунктом 27 проекта решения предусмотрено, что погашение кредиторской задолженности по неисполненным бюджетным обязательствам, действие которых прекращается в 2015 году, производится за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете на 2016 год.
Проектом решения не определены случаи, при которых остатки средств местного бюджета на начало 2016 года, в объеме, не превышающем сумму остатка неиспользованных бюджетных ассигнований на указанные цели, могут направляться в 2016 году на увеличение бюджетных ассигнований на оплату заключенных от имени муниципального образования муниципальных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих муниципальных контрактов оплате в 2015 году.
В соответствии со статьей 96 БК РФ остатки средств местного бюджета на начало текущего финансового года в объеме, определяемом правовым актом представительного органа муниципального образования, могут направляться в текущем финансовом году на покрытие временных кассовых разрывов и на увеличение бюджетных ассигнований на оплату заключенных от имени муниципального образования муниципальных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих муниципальных контрактов оплате в отчетном финансовом году, в объеме, не превышающем сумму остатка неиспользованных бюджетных ассигнований на указанные цели, в случаях, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете.
Объем муниципального долга Полевского городского округа уменьшится за 2016 год с 29 774,76 тыс. руб. до 25 179,27 тыс. руб., снизятся и расходы, планируемые на его обслуживание с 34,37 тыс. руб. в текущем году до 29,77 тыс. рублей в 2016 году.
3. Соблюдение соответствия проекта решения о бюджете, документов и материалов, представленных одновременно с ним, Бюджетному кодексу Российской Федерации и иным нормативным правовым актам
Формирование проекта местного бюджета на 2016 год в целом осуществлено согласно положениям БК РФ и Положения о бюджетном процессе в Полевском городском округе (с изменениями).
В соответствии с требованиями ст. 184.1 БК РФ в проекте решения:
- содержатся основные характеристики бюджета на очередной финансовый год и на плановый период;
- определен перечень главных администраторов доходов бюджета и закрепляемые за ними виды доходов бюджета;
- определен перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета,
- бюджетные ассигнования распределены по разделам, подразделам, целевым статьям (муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам и подгруппам видов расходов классификации расходов бюджетов на очередной финансовый год;
- бюджетные ассигнования распределены в ведомственной структуре расходов на очередной финансовый год;
- определен перечень главных распорядителей средств местного бюджета в составе ведомственной структуры расходов;
- определен общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств – 145 890,2 тыс. руб.;
- предусмотрен объем бюджетных ассигнований Дорожного фонда – 45 680,0 тыс. руб.;
- определен объем межбюджетных трансфертов, получаемых из областного бюджета – 849 273,0 тыс. руб.;
- предусмотрен размер Резервного фонда Администрации Полевского городского округа – 2 000,0 тыс. руб., что соответствует 0,12 % общего годового объема расходов бюджета. Размер Резервного фонда не превысит ограничение, установленное статьей 81 БК РФ (3 процента общего объема расходов местного бюджета);
- определены источники финансирования дефицита бюджета на очередной финансовый год с указанием статей источников финансирования дефицита бюджета;
- определен верхний предел муниципального долга по состоянию на 01.01.2017 – 25 179,27 тыс. руб., в их числе верхний предел долга по муниципальным гарантиям – 0 тыс. руб.), с соблюдением ограничений, установленных ст. 107 БК РФ;
- предусмотрен объем расходов на обслуживание муниципального долга – 29,77 тыс. руб.;
- определен предельный объем муниципального долга – 29 774,77 тыс. руб.
В проекте бюджета согласно статьи 78 БК РФ предусмотрено предоставление из местного бюджета субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, в том числе:
1) субсидии на возмещение затрат организаций по содержанию свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда Полевского городского округа – 568,82 тыс. руб.;
2) субсидии на возмещение затрат по текущему содержанию гидротехнических сооружений – 650,0 тыс. руб.;
3) субсидии на возмещение части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, занимающимся производством и переработкой сельскохозяйственной продукции – 500,0 тыс. руб.;
4) субсидии начинающим субъектам малого предпринимательства, в целях возмещения затрат, связанных с развитием их хозяйственной деятельности – 500,0 тыс. руб.;
5) субсидии на создание аварийного материального резерва на случай ликвидации ЧС на гидротехнических сооружениях – 471,49 тыс. руб.;
6) субсидии за счет субвенций из областного бюджета на осуществление государственного полномочия Свердловской области по предоставлению гражданам, проживающим на территории Свердловской области, меры социальной поддержки по частичному освобождению от платы за коммунальные услуги – 21,0 тыс. руб.
В проекте бюджета согласно статьи 78.1 БК РФ предусмотрено предоставление из местного бюджета субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями в объеме 250,0 тыс. руб.
При формировании проекта решения соблюдены нормы БК РФ в части определения источников финансирования дефицита местного бюджета и расходов на обслуживание муниципального долга Полевского городского округа.
Составление бюджета осуществлено в порядке, определенном БК РФ, группировка доходов и расходов – в соответствии с бюджетной классификацией бюджетной системы Российской Федерации, что соответствует принципу единства бюджетной системы Российской Федерации.
Прогноз доходов бюджета сформирован в соответствии с перечнем видов доходов, закрепленных за городским округом, расходы – в соответствии с расходными обязательствами, принятыми в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления, источники финансирования дефицита бюджета – бюджетному законодательству РФ, что подтверждает соблюдение принципа разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджета между бюджетами бюджетной системы РФ.
При составлении проекта бюджета реализованы права и исполнены обязанности органов местного самоуправления, предусмотренные принципом самостоятельности бюджетов:
- проект бюджета сбалансирован, составлен в соответствии с Положением о бюджетном процессе в Полевском городском округе (с изменениями);
- местные налоги и сборы, подлежащие зачислению в местный бюджет, установлены представительным органом местного самоуправления в соответствии с его полномочиями;
- самостоятельно установлены формы и направления расходования бюджетных средств в рамках ограничений, предусмотренных бюджетным законодательством;
- исполнение расходных обязательств, установленных органами государственной власти РФ и субъекта РФ (переданные полномочия), предусмотрено за счет межбюджетных трансфертов из областного бюджета, предоставляемых местному бюджету.
Проект бюджета не предполагает увязывания расходов с определенными видами доходов и источниками финансирования дефицита бюджета, за исключением субсидий и субвенций, получаемых из областного бюджета, что соответствует принципу общего (совокупного) покрытия расходов бюджета.
Соблюдение принципа единства бюджетной системы Российской Федерации будет обеспечиваться в том числе за счет применения единых для бюджетов бюджетной системы РФ кодов классификации видов доходов бюджетов, разделов, подразделов классификации расходов бюджетов, групп и подгрупп видов расходов бюджетов, групп и подгрупп источников финансирования дефицитов бюджетов, а также кодов целевых статей расходов бюджетов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение.
Целевые статьи расходов бюджета сформированы в соответствии с муниципальными программами и не включенными в муниципальные программы направлениями деятельности органов местного самоуправления, указанных в ведомственной структуре расходов бюджета (непрограммным направлениям деятельности), и расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств местного бюджета.
Расходы местного бюджета в основном сформированы в соответствии с расходными обязательствами, принятыми в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления, за исключением бюджетных ассигнований, предусмотренных для участия в осуществлении государственных полномочий, не переданных муниципальному образованию в установленном порядке, на обеспечение мероприятий по охране здоровья обучающихся и поддержание высокого уровня охвата профилактическими прививками детей и взрослых.
Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) реализация мероприятий по профилактике заболеваний (обеспечение плановых профилактических обследований обучающихся и обеспечение профилактическими прививками детей и взрослых) не отнесено к вопросам местного значения.
Статьей 17 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ и статьей 6 Закона Свердловской области от 21.11.2012 № 91-ОЗ «Об охране здоровья граждан в Свердловской области» установлены полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья, в том числе реализация на территории муниципального образования мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни.
Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Указанные государственные полномочия не переданы для осуществления органам местного самоуправления Полевского городского округа в порядке, установленном статьей 19 Федерального закона № 131-ФЗ.
Согласно ч. 4.1. ст. 20 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления участвуют в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, в случае принятия представительным органом муниципального образования решения о реализации права на участие в осуществлении указанных полномочий.
В отсутствие принятого решения Думы Полевского городского округа о реализации права на участие в осуществлении указанных государственных полномочий, расходные обязательства Полевского городского округа (т.е. обязанность муниципального образования предоставить средства из местного бюджета) не возникают (ст. 86 БК РФ).
В нарушение статьи 65 БК РФ расходы бюджета на 2016 год сформированы не в соответствии с расходными обязательствами Полевского городского округа в части расходов на обеспечение мероприятий по охране здоровья обучающихся и поддержание высокого уровня охвата профилактическими прививками детей и взрослых.
Проект решения, внесенный Главой Полевского городского округа в Думу Полевского городского округа, опубликова в Полевской городской общественно-политической газете «Диалог» 13.11.2015 № 89 (1685), что соответствует принципу прозрачности (открытости).
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств реализован за счет формирования бюджета на основе муниципальных программ, что предполагает увязку бюджетных ассигнований и конкретных мероприятий, направленных на достижение приоритетных целей социально-экономического развития.
Использование инструмента муниципального задания на оказание муниципальных услуг при бюджетном планировании обеспечивает взаимосвязь муниципальных программ и муниципальных заданий в целях создания условий для достижения целей социально-экономического развития в соответствующих сферах и повышения эффективности деятельности учреждений по обеспечению потребностей граждан в муниципальных услугах.
4. Доходы местного бюджета
Статьей 174.1 БК РФ установлено, что доходы бюджета прогнозируются на основе социально-экономического развития территории в условиях действующего на день внесения проекта закона о бюджете в представительный орган законодательства о налогах и сборах и бюджетного законодательства РФ, а также законодательства РФ, законов субъектов РФ и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, устанавливающих неналоговые доходы бюджетов бюджетной системы РФ.
При расчете доходов местного бюджета на 2016 год учтены изменения налогового и бюджетного законодательства, вступающие в силу с 1 января 2016 года.
Согласно Пояснительной записке к проекту бюджета объем доходов рассчитан исходя из расчетов, представленных администраторами соответствующих видов доходов, с учетом постановления Правительства Свердловской области от 09.09.2015 № 811-ПП "Об утверждении методик, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов из областного бюджета местным бюджетам, на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов" и в соответствии с Законом Свердловской области от 12.10.2015 N 99-ОЗ "О внесении изменений в Закон Свердловской области "Об установлении единых нормативов отчислений в бюджеты муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в областной бюджет".
Проектом решения доходы местного бюджета на 2016 год предлагается утвердить в сумме 1 605 398,37 тыс. руб.
Структура доходов местного бюджета по основным источникам доходов за 2014 – 2017 годы представлена в таблице 3.
Таблица 3
Виды доходов |
Исполнение бюджета за 2014 год (решение Думы № 341) |
Бюджет на 2015 год (решение Думы № 238) |
Проект решения о бюджете на 2016 год |
|||
тыс. руб. |
(%) |
тыс. руб. |
(%) |
тыс. руб. |
(%) |
|
Налоговые доходы, в том числе: |
314 198,050 |
19,05 |
568 585,987 |
35,24 |
660 586,94 |
41,15 |
НДФЛ |
175 911,650 |
10,67 |
423 043,337 |
26,22 |
493 523,85 |
30,74 |
Акцизы |
488,190 |
0,03 |
12 758,850 |
0,79 |
15 924,15 |
0,99 |
Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения |
0,000 |
0,00 |
0,000 |
0,00 |
6 962,10 |
0,43 |
ЕНВД |
25 286,890 |
1,53 |
26 015,100 |
1,61 |
27 420,00 |
1,71 |
Единый сельскохозяйственный налог |
618,460 |
0,04 |
890,890 |
0,06 |
518,00 |
0,03 |
Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения |
1 284,620 |
0,08 |
1 221,040 |
0,08 |
1 311,00 |
0,08 |
Налог на имущество физических лиц |
9 290,420 |
0,56 |
11 322,000 |
0,70 |
10 714,93 |
0,67 |
Земельный налог |
94 235,800 |
5,71 |
86 236,770 |
5,34 |
95 353,28 |
5,94 |
Государственная пошлина |
7 037,370 |
0,43 |
7 098,000 |
0,44 |
8 859,63 |
0,55 |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
44,650 |
0,00 |
0,000 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Неналоговые доходы, в том числе: |
179 981,720 |
10,91 |
141 225,400 |
8,75 |
95 538,43 |
5,95 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
75 264,940 |
4,56 |
68 561,770 |
4,25 |
57 800,93 |
3,60 |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
1 627,760 |
0,10 |
2 120,000 |
0,13 |
364,00 |
0,02 |
Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства |
4 625,880 |
0,28 |
5 991,680 |
0,37 |
3 974,10 |
0,25 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
84 617,690 |
5,13 |
61 086,900 |
3,79 |
29 717,40 |
1,85 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
13 728,810 |
0,83 |
3 465,050 |
0,21 |
3 682,00 |
0,23 |
Прочие неналоговые доходы |
116,640 |
0,01 |
0,000 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Безвозмездные поступления, в том числе: |
1 155 022,104 |
70,04 |
903 744,629 |
56,01 |
849 273,00 |
52,90 |
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности |
5 238,000 |
0,32 |
9 967,000 |
0,62 |
356,00 |
0,02 |
Субсидии |
396 014,720 |
24,01 |
245 146,628 |
15,19 |
74 852,80 |
4,66 |
Субвенции |
602 568,190 |
36,54 |
629 080,600 |
38,99 |
774 064,20 |
48,22 |
Иные межбюджетные трансферты |
109 521,214 |
6,64 |
19 200,401 |
1,19 |
0,00 |
0,00 |
Безвозмездные поступления от негосударственных организаций |
385,000 |
0,02 |
350,000 |
0,02 |
0,00 |
0,00 |
Прочие безвозмездные поступления |
115,000 |
0,01 |
0,000 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Доходы бюджета от возврата организациями остатков субсидий прошлых лет |
58 291,990 |
3,53 |
0,000 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет из бюджета |
-17 112,010 |
-1,04 |
0,000 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Всего доходов |
1 649 201,874 |
100,00 |
1 613 556,016 |
100,00 |
1 605 398,37 |
100,00 |
Доходная часть бюджета сформирована, в большей мере, за счет безвозмездных поступлений, на долю которых в 2016 году будет приходиться 52,9 % общей суммы доходов.
Прогноз на 2016 год поступления доходов ниже уровня 2015 года, утвержденного решением о бюджете на 2015 год, на 0,5 % и на 2,5 % больше ожидаемого исполнения в 2015 году.
Поступления от налоговых доходов прогнозируется получить в 2016 году в сумме 660 586,94 тыс. рублей. Их доля в общем объеме доходов местного бюджета увеличивается с 35,24 % в 2015 году до 41,15 % – в 2016 году.
Прогноз налоговых доходов планируется исполнить в основном за счет налога на доходы физических лиц и земельного налога, на долю которых в 2016 году придется 36,68 % общей суммы доходов.
Зачисление налога на доходы физических лиц в бюджет Полевского городского округа в 2016 году прогнозируется по нормативу 48 процентов (15 процентов – норматив, установленный ст. 61.2 Бюджетного кодекса РФ, 1 процент – единый норматив отчислений в бюджеты городских округов, расположенных на территории Свердловской области, установленный Законом Свердловской области от 12.10.2015 № 99-ОЗ, 32 процента – дополнительный норматив отчислений в бюджет городского округа от налога на доходы физических лиц, заменяющий дотации из областного бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности, согласно проекта Закона Свердловской области «Об областном бюджете на 2016 год».
В пункте 1 проекта решения ошибочно указан норматив 32 процента, как единый норматив отчислений от налога на доходы физических лиц, подлежащий зачислению в областной бюджет.
В сопоставимых условиях поступление налога на доходы физических лиц прогнозируется с ростом на 4,1 % к ожидаемому поступлению текущего года, что подтверждает реалистичность расчета по данному доходному источнику и соблюдение принципа достоверности бюджета, установленного статьей 37 Бюджетного кодекса РФ.
Поступления от неналоговых доходов прогнозируется получить в 2016 году в сумме 95 538,43 тыс. рублей. Их доля в общем объеме доходов местного бюджета уменьшается с 8,75 % в 2015 году до 5,95 % – в 2016 году.
Прогноз по неналоговым доходам планируется исполнить в 2016 году в основном за счет доходов от сдачи в аренду земельных участков (39 695,18 тыс. руб.) и имущества, составляющего муниципальную казну (17 720,55 тыс. руб.), на долю которых придется 60,1 % неналоговых поступлений, а также приватизации муниципального имущества, на долю которых придется 31,0 % неналоговых поступлений (29 586,4 тыс. руб.).
Прогноз по доходам бюджета от приватизации имущества на 2016 год сформирован согласно утвержденного Прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества Полевского городского округа на 2016 год, а также исходя из условий договоров купли-продажи муниципального имущества, заключенных согласно Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" в объеме 2 590,0 тыс. руб. и 26 996,4 тыс. руб. соответственно.
Безвозмездные поступления из областного бюджета, предусмотренные в проекте решения на 2016 год, соответствуют назначениям проекта Закона Свердловской области «Об областном бюджете на 2016 год».
В ходе исполнения бюджета возможно дополнительное поступление из областного бюджета межбюджетных трансфертов, которые будут распределены в соответствии с федеральным законодательством, а также Правительством Свердловской области в рамках исполнения государственных программ.
5. Расходы местного бюджета
Формирование расходов местного бюджета на 2016 год осуществлялось с учетом:
- индексации роста тарифов на оплату коммунальных услуг с 01.07.2016 года – 1,086,
- индексации цен на иные товары и услуги в части питания – 1,07;
- размера среднемесячной заработной платы педагогических работников учреждений дополнительного образования детей в сумме 32405,0 рублей, размера среднемесячной заработной платы работников учреждений культуры в сумме 29911,0 рублей и объема финансовых средств, получаемых от проведения оптимизационных мероприятий, направляемых на повышение заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года;
- коэффициента корректировки объемов бюджетных ассигнований по результатам проверок Финансового управления Администрации Полевского городского округа за выявленные финансовые нарушения, в отношении МАУДО ПГО «Центр развития творчества им. П.П. Бажова», МБОУ ДОД ПГО «Детская юношеская спортивная школа», МБУ «Спортсооружения г. Полевского» – 0,97.
Объем расходов, предлагаемый к утверждению в проекте решения, на 2016 год составит 1 605 398,37 тыс. руб., или 95,8 % к текущему финансовому году.
В структуре общего объема расходов местного бюджета наибольший удельный вес занимают расходы по разделам образование и социальная политика, объем которых в совокупности составит в расходах 2016 года – 78,3 % (1 257 006,625 тыс. руб.), что подтверждает социальную направленность расходов местного бюджета.
Структура расходов местного бюджета по разделам классификации расходов бюджетов Российской Федерации представлена в таблице 4.
Таблица 4
Наименование раздела |
Исполнение бюджета за 2014 год (решение Думы № 341) |
Бюджет на 2015 год (решение Думы № 238) |
Проект решения о бюджете на 2016 год |
|||
тыс. руб. |
(%) |
тыс. руб. |
(%) |
тыс. руб. |
(%) |
|
Общегосударственные вопросы |
85 250,08258 |
5,21 |
98 223,33700 |
5,86 |
80 579,75200 |
5,02 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
5 901,75303 |
0,36 |
12 560,27600 |
0,75 |
12 541,95000 |
0,78 |
Национальная экономика |
162 060,87515 |
9,90 |
46 512,50124 |
2,78 |
68 201,77900 |
4,25 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
62 718,91077 |
3,83 |
144 282,06986 |
8,61 |
78 869,28200 |
4,91 |
Охрана окружающей среды |
744,68446 |
0,05 |
550,14600 |
0,03 |
1 208,98900 |
0,08 |
Образование |
1 090 822,64390 |
66,63 |
1 104 672,66553 |
65,94 |
1 095 520,68900 |
68,24 |
Культура, кинематография |
84 982,79728 |
5,19 |
92 815,28300 |
5,54 |
92 692,26800 |
5,77 |
Здравоохранение |
1 012,00000 |
0,06 |
1 029,69800 |
0,06 |
1 140,00000 |
0,07 |
Социальная политика |
129 590,81997 |
7,92 |
160 675,74400 |
9,59 |
161 485,93600 |
10,06 |
Физическая культура и спорт |
11 149,53324 |
0,68 |
11 321,74000 |
0,68 |
10 626,58100 |
0,66 |
Средства массовой информации |
2 460,90100 |
0,15 |
2 531,07400 |
0,15 |
2 501,37400 |
0,16 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
349,88520 |
0,02 |
34,37000 |
0,00 |
29,77000 |
0,00 |
Итого |
1 637 044,88658 |
100,00 |
1 675 208,90463 |
100,00 |
1 605 398,37000 |
100,00 |
В соответствии со статьей 172 БК РФ и основными направлениями бюджетной политики проект бюджета структурно сформирован на основе 14 муниципальных программ Полевского городского округа, объем бюджетных ассигнований которых на 2016 год составит – 1 593 189,92 тыс. руб., программная часть расходов бюджета в 2016 годе составит 99,24 % (таблица 5).
Таблица 5
№ п/п |
Наименование муниципальной программы |
Объем бюджетных ассигнований, предусмотренный проектом местного бюджета на 2016 год |
Объемы финансирования муниципальных программ за счет бюджетных средств на 2016 год, согласно паспортам муниципальных программ |
Отклонение |
1 |
«Развитие градостроительной деятельности на территории Полевского городского округа до 2020 года» |
5 500,0 |
5 500,0 |
0,0 |
2 |
"Экология и природные ресурсы Полевского городского округа" на 2015-2017 годы |
8 615,189 |
8 615,189 |
0,0 |
3 |
"Совершенствование муниципального управления в Администрации Полевского городского округа в 2016-2018 гг." |
47 840,459 |
47 589,1 |
-251,359 |
4 |
"Развитие системы образования в Полевском городском округе на 2016-2018 годы" |
1 024 742,797 |
нет данных |
|
5 |
"Сохранение и развитие культуры Полевского городского округа, оздоровление детей, организация работы с молодежью и подростками Полевского городского округа на 2016-2018 годы" |
135 811,486 |
нет данных |
|
6 |
"Повышение эффективности управления муниципальной собственностью Полевского городского округа" на 2016-2018 годы |
26 036,538 |
27 352,6 |
1 316,062 |
7 |
"Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Полевском городском округе на 2016-2018 годы" |
70 186,021 |
79 910,9 |
9 724,879 |
8 |
"Управление муниципальными финансами Полевского городского округа на 2016-2018 годы" |
11 077,319 |
11 467,77 |
390,451 |
9 |
"Развитие физической культуры и спорта в Полевском городском округе на 2016-2018 годы" |
28 637,995 |
нет данных |
|
10 |
"Улучшение жилищных условий граждан, проживающих на территории Полевского городского округа" до 2020 года |
3 922,936 |
25 203,223 |
21 280,287 |
11 |
"Социальная поддержка граждан Полевского городского округа на 2016-2018 годы" |
164 676,06 |
нет данных |
|
12 |
"Развитие дорожного хозяйства на территории Полевского городского округа на 2016-2018 годы" |
45 680,0 |
109 480,0 |
63 800,0 |
13 |
"Осуществление мер по обеспечению безопасности жизнедеятельности на территории Полевского городского округа" на 2016-2018 годы |
19 463,12 |
нет данных |
|
14 |
«Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Полевском городском округе» на 2016-2018 годы |
1 000,0 |
1 188,9 |
188,9 |
Муниципальные программы "Развитие системы образования в Полевском городском округе на 2016-2018 годы", "Сохранение и развитие культуры Полевского городского округа, оздоровление детей, организация работы с молодежью и подростками Полевского городского округа на 2016-2018 годы", "Развитие физической культуры и спорта в Полевском городском округе на 2016-2018 годы", "Социальная поддержка граждан Полевского городского округа на 2016-2018 годы", "Осуществление мер по обеспечению безопасности жизнедеятельности на территории Полевского городского округа" на 2016-2018 годы» местной администрацией муниципального образования не утверждены.
Объем бюджетных ассигнований нафинансовое обеспечение реализации 11 муниципальных программ, предлагаемых к утверждению решением о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета, определен в нарушение ч. 2 ст. 179 БК РФ.
Принятые в Полевском городском округе меры нормативного правового регулирования позволяют создать условия для учета в бюджетном процессе муниципальных программ, являющихся инструментом повышения эффективности бюджетных расходов и создающих условия для повышения качества муниципального управления, бюджетного планирования, эффективности и результативности использования бюджетных средств, что в свою очередь обеспечивает возможность составления проекта местного бюджета на основе объемов финансового обеспечения муниципальных программ и использования программно-целевого метода планирования местного бюджета.
Однако, в связи с тем, что не все муниципальные программы, предлагаемые к реализации начиная с очередного финансового года, утверждены Администрацией Полевского городского округа, а также несоответствием объемов бюджетных ассигнований на реализацию утвержденных муниципальных программ, предусмотренных проектом решения, объемам финансирования муниципальных программ, необходимо провести работу по формированию с прохождением процедур согласования и утверждению муниципальных программ до принятия решения о бюджете на 2016 год, а также уточнению (корректировке) в установленном порядке объемов финансового обеспечения утвержденных муниципальных программ, положенных в основу планирования бюджетных ассигнований местного бюджета.
В структуру расходов муниципальных программ включены проиндексированные расходы на оказание государственных и муниципальных услуг, социальные и публичные нормативные выплаты гражданам, предоставление субсидий юридическим лицам, обеспечение деятельности органов местного самоуправления.
Наибольший удельный вес в общем объеме расходов на реализацию муниципальных программ составляют программы, направленные на решение социально значимых вопросов, их доля составит 85,3 % объема программных расходов бюджета, соответственно доля расходов на реализацию программ, направленных на развитие экономики, ЖКХ, охраны окружающей среды и защиты населения составит 9,4 %, на муниципальное управление, включая управление муниципальной собственностью и муниципальными финансами – 5,3 %.
6. Дефицит местного бюджета и источники финансирования
дефицита местного бюджета
Проектом решения предусмотрено формирование местного бюджета на 2016 год без дефицита.
Согласно приложению 8 к проекту решения поступления из источников финансирования дефицита местного бюджета на 2016 год предусмотрены в размере 4 595,5 тыс. руб., которые направляются на погашение долга по муниципальным заимствованиям.
Динамика и структура источников финансирования дефицита бюджета в 2014 – 2016 годах приведена в таблице 6.
Таблица 6
Виды источников |
Исполнение бюджета за 2014 год (решение Думы № 341) |
Бюджет на 2015 год (решение Думы № 238) |
Проект решения о бюджете на 2016 год |
Бюджетные кредиты от других бюджетов |
-4 595,4967 |
-4595,4967 |
-4 595,5 |
Изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета |
-7 561,49049 |
30 726,38533 |
4 595,5 |
Средства от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности городского округа |
0 |
35 522,0 |
0 |
Итого источников внутреннего финансирования дефицита местного бюджета |
-12 156,98719 |
61 652,88863 |
0 |
Источником финансирования дефицита местного бюджета на 2016 год предусматривается изменение остатков средств на счете по учету средств бюджета, что соответствует статье 96 БК РФ.
В соответствии с приложением 7 к проекту решения, Программой муниципальных внутренних заимствований на 2016 год не планируется привлечение заимствований в целях финансирования дефицита бюджета, а также для погашения долговых обязательств. На погашение основной суммы долга по муниципальным заимствованиям Программой муниципальных внутренних заимствований предусмотрен объем средств по следующему виду заимствований: кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы РФ – 4 595,5 тыс. руб.
Вид и сумма заимствований соответствует виду и сумме источников финансирования дефицита местного бюджета.
Объемы муниципальных внутренних заимствований не превысят суммы, направляемые на финансирование дефицита местного бюджета и погашение долговых обязательств на 2016 год, что соответствует положениям статьи 106 БК РФ.
Для погашения долга по муниципальным заимствованиям не предусмотрено привлечение заемных средств.
7. Муниципальный долг Полевского городского округа, расходы на обслуживание муниципального долга
Проектом решения предельный объем муниципального долга Полевского городского округа предлагается утвердить на 2016 год в сумме 29 774,77 тыс. руб., что составит к 2015 году 86,6 %. При этом объем муниципального долга составит 6,97 % общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений из областного бюджета и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Снижение муниципального долга предусматривает уменьшение расходов местного бюджета на его обслуживание. Так, на 2016 год данные расходы предусматриваются в сумме 29,77 тыс. руб.
Основные показатели, характеризующие степень долговой устойчивости, применительно к Полевскому городскому округу в 2011 – 2016 годах, приведены в таблице 7.
Таблица 7 (%)
Наименование показателя |
Исполнение |
Бюджет на 2015 год (решение Думы № 238) |
Проект решения о бюджете на 2016 год |
Норма БК РФ |
|||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
||||
Отношение муниципального долга Полевского городского округа к доходам местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений |
6,8828 |
7,1707 |
8,6419 |
6,4140 |
7,1981 |
6,9712 |
100 % |
Доля расходов на обслуживание муниципального долга в общем объеме расходов бюджета (за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций) |
0,0030 |
0,1132 |
0,0087 |
0,0034 |
0,0033 |
0,0036 |
15 % |
Предусмотренный в проекте решения объем муниципального долга не превысит предельное значение предельного объема муниципального долга, установленный статьей 107 БК РФ, а объем расходов на обслуживание муниципального долга Полевского городского округа – ограничения, установленные статьей 111 БК РФ.
В соответствии с пунктом 16 проекта решения верхний предел муниципального внутреннего долга предлагается установить по состоянию на 1 января 2017 года в сумме 25 179,27 тыс. руб., что составит 5,9 % от установленного статьей 107 БК РФ предельного значения.
Статьей 16 проекта решения установлены верхние пределы муниципального внутреннего долга по муниципальным гарантиям Полевского городского округа на 1 января 2017 года –0 тыс. руб. В 2016 году муниципальные гарантии предоставлять не планируется.
8. Выводы и предложения
На основе проведенной экспертизы проекта решения Думы Полевского городского округа «О бюджете Полевского городского округа на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов», Счетная палата считает, что проект решения нуждается в доработке и приведению в соответствие требованиям бюджетного законодательства, в части соблюдения положений статей 65 и 179 БК РФ.
Счетная палата предлагает при рассмотрении Думой Полевского городского округа проекта решения учесть указанные замечания и следующие предложения:
Председатель Счетной палаты
Полевского городского округа И.М. Зюзева