ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Счетной палаты по результатам экспертизы проекта решения Думы Полевского городского округа «О бюджете Полевского городского округа на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов»

24 ноября 2014 года                                                                            г. Полевской

1. Общие положения

В соответствии требованиями статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 9 и 25 Положения о бюджетном процессе в Полевском городском округе в новой редакции, утвержденного решением Думы Полевского городского округа от 10.02.2009 N 734 (с изменениями), статьи 8 Положения о Счетной палате Полевского городского округа, утвержденного решением Думы Полевского городского округа от 15.12.2011 N 436 (с изменениями), распоряжения председателя Счетной палаты от 10.11.2014 № 98 Счетной палатой проведена экспертиза проекта решения Думы Полевского городского округа «О бюджете Полевского городского округа на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов».

         Заключение Счетной палаты на проект решения Думы Полевского городского округа «О бюджете Полевского городского округа на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – БК РФ), Положением о бюджетном процессе в Полевском городском округе (с изменениями), Положением о Счетной палате Полевского городского округа (с изменениями).

         При подготовке заключения Счетная палата учитывала необходимость реализации положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 года (в части бюджетной политики), указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, Прогноза социально-экономического развития Полевского городского округа на среднесрочную перспективу (2015-2017 годы), утвержденного постановлением Администрации Полевского городского округа от 19.09.2014 № 472-ПА, Основных направлений налоговой и бюджетной политики Полевского городского округа на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов, муниципальных программ Полевского городского округа.

В ходе экспертизы рассмотрены вопросы, определенные Стандартом внешнего муниципального финансового контроля СФК 23 «Экспертиза проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период».

         Проект решения Думы Полевского городского округа «О бюджете Полевского городского округа на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» (далее – проект решения) 05.11.2014 года внесен в Думу Полевского городского округа Главой Полевского городского округа письмом от 31.10.2014 № 6053 – с нарушением срока, установленного статьями 14 и 22 Положения о бюджетном процессе в Полевском городском округе в новой редакции, утвержденного решением Думы Полевского городского округа от 10.02.2009 N 734 (с изменениями).

         Перечень и содержание документов, представленных одновременно с проектом решения, соответствует требованиям Положения о бюджетном процессе в Полевском городском округе в новой редакции, утвержденного решением Думы Полевского городского округа от 10.02.2009 N 734 (с изменениями).

2. Общая характеристика проекта решения Думы Полевского городского округа «О бюджете Полевского городского округа на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов»

В соответствии со статьей 169 БК РФ проект бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств.

Прогноз социально-экономического развития Полевского городского округа на среднесрочную перспективу (2015-2017 годы), утвержденный постановлением Администрации Полевского городского округа от 19.09.2014 № 472-ПА, разработан на основе прогноза социально-экономического развития Свердловской области на 2015-2017 годы, основных тенденций социально-экономического развития Полевского городского округа, сложившихся в отчетном периоде, с учетом оценки ожидаемых результатов в текущем финансовом году и экспертных заключений о тенденциях развития Полевского городского округа в плановом периоде, прогнозной оценки деятельности и развития отдельных сфер экономики Полевского городского округа, стратегии социально-экономического развития Полевского городского округа на период до 2020 года, прогнозных значениях индексов-дефляторов и инфляции, доведенные до муниципального образования Министерством экономики Свердловской области, с учетом специфики развития Полевского городского округа, связанного с сохранением положительной динамики последних лет во всех секторах экономики, предприятиях промышленного комплекса и дальнейшей реализацией задач по модернизации и перепрофилированию промышленного производства, по развитию малого и среднего предпринимательства, социальной и инженерной инфраструктуры на территории Полевского городского округа.

Макроэкономические параметры, используемые для составления проекта местного бюджета на 2015 - 2017 годы, значительно отличаются от показателей прогноза социально-экономического развития Полевского городского округа (утвержденного постановлением Главы Полевского городского округа от 09.10.2013 № 2584), положенного в основу формирования местного бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, что существенно влияет на результаты исполнения местного бюджета в 2014 году и условия составления бюджета на плановый период.

Экономическая ситуация в текущем году ухудшилась по сравнению с предыдущим годом, что повлияло на пересмотр прогнозируемых показателей. 

Основные макроэкономические параметры на 2014-2017 годы, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатель

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

Постановление Главы № 2584

Постановление Администрации № 472-ПА

Постановление Главы № 2584

Постановление Администрации № 472-ПА

Постановление Главы № 2584

Постановление Администрации № 472-ПА

Постановление Администрации № 472-ПА

Оборот организаций производственной деятельности, млн. руб.

55588,8

45220,42

58924,1

48260,42

62459,6

51030,81

53289,62

- процентов к предыдущему году

105,4

99,4

106,0

106,7

106,0

105,7

104,4

Объем инвестиций, млн. руб.

2639,2

5050,89

2122,1

2915,0

1000,0

110,57

105,53

- процентов к предыдущему году

76,2

113,8

80,4

57,7

47,1

1,9

95,4

Денежные доходы населения от оплаты труда, млн. руб.

7749,3

6342,5

8545,7

6723,06

9425,4

7126,44

7554,03

- процентов к предыдущему году

109,6

106,0

110,3

106,0

110,3

106,0

106,0

Оборот розничной торговли, млн. руб.

6773,0

6951,0

7383,0

7446,0

8121,3

7736,0

8447,0

- процентов к предыдущему году

109,0

103,9

109,0

107,1

110,0

103,9

109,2

Оборот общественного питания, млн. руб.

689,0

641,0

751,0

660,0

782,0

679,0

706,0

- процентов к предыдущему году

108,8

102,0

109,0

103,0

104,1

102,9

104,0

В 2014 году ожидается спад промышленного производства, замедление темпов роста потребительского рынка и оплаты труда, при этом ожидается превышающий прогноз рост инвестиций.

Для экономики Полевского городского округа на 2015-2017 годы прогнозируется замедление темпов роста производства (106,7 – 104,4 %), сокращение объема инвестиций в основной капитал (2915,0 – 105,53 млн. руб.), умеренная динамика роста оплаты труда (на 6 % в год), сдержанная, по сравнению с ранее прогнозируемой, динамика потребительского рынка (106,8 – 108,8 %).

Таким образом, прогноз социально-экономического развития Полевского городского округа в 2015 году и плановом периоде 2016 и 2017 годов, взятый за основу для составления проекта местного бюджета на 2015 - 2017 годы, предусматривает сокращение производственной деятельности на 0,6 % в 2014 году, существенный рост на 7,3 % в 2015 году и постепенное снижение темпов прироста с 6,7 % в 2015 году до 4,4 % в 2017 году.

         Основные характеристики местного бюджета за 2011 – 2017 годы представлены в таблице 2.

Динамика основных характеристик местного бюджета на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов характеризуется ростом доходов и сокращением расходов. Так, доходы бюджета в 2017 году прогнозируется увеличить на 1,2 % к уровню 2014 года, расходы прогнозируется сократить на 2,7 %.

Таблица 2

Наименование показателя

Ед. измерения

Исполнение по годам

2014 год

(решение Думы

№ 60)

Проект решения (годы)

2011

2012

2013

2015

2016

2017

Доходы

тыс. руб.

1 337 784,2

1 356 169,17

1 590 964,25

1 630 006,331

1 579 775,85

1 603 460,55

1 658 415,55

Расходы

1 395 602,5

1 382 023,22

1 580 454,02

1 696 549,74426

1 579 775,85

1 603 460,55

1 658 415,55

Дефицит

57 818,3

25 854,05

66 543,41326

Профицит

10 510,23

Размер дефицита

(%)

2,68

5,37

13,06

Местный бюджет на 2015 – 2017 годы структурно впервые сформирован на основе муниципальных программ Полевского городского округа.

Общий объем прогноза доходной части местного бюджета на 2015 год, ранее утвержденный решением Думы Полевского городского округа от 17.12.2013 № 60 «О бюджете Полевского городского округа на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов» (далее – решение Думы № 60), увеличен на 192 171,69 тыс. руб., или на 13,8 %, что связано с пересмотром показателей безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ (+198 466,2 тыс. руб.) и показателей прогноза социально-экономического развития городского округа (- 6 294,51 тыс. руб.).

         Общий объем расходов местного бюджета на 2015 год запланирован в объеме 1 579 775,85 тыс. руб., что на 13,8 % выше плановых назначений, установленных решением Думы № 60 на 2015 год.

Основную долю в расходах местного бюджета составит социальная сфера, на долю которой приходится более 86,0 % всех расходных обязательств местного бюджета.

Проект местного бюджета на 2015-2017 годы сформирован без дефицита и профицита. Погашение бюджетных кредитов Полевского городского округа в сумме 4595,497 тыс. руб. ежегодно планируется осуществлять за счет снижения остатков средств на счете по учету средств местного бюджета, т.е. за счет остатков средств на начало очередного финансового года, в нарушение статьи 96 БК РФ.

В соответствии со статьей 96 БК РФ остатки средств местного бюджета на начало текущего финансового года в объеме, определяемом правовым актом представительного органа муниципального образования, могут направляться в текущем финансовом году на покрытие временных кассовых разрывов и на увеличение бюджетных ассигнований на оплату заключенных от имени муниципального образования муниципальных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих муниципальных контрактов оплате в отчетном финансовом году, в объеме, не превышающем сумму остатка неиспользованных бюджетных ассигнований на указанные цели, в случаях, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете.

При составлении проекта решения нарушен принцип сбалансированности бюджета, установленный ст. 33 БК РФ который означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.

 Предельный объем муниципального долга Полевского городского округа уменьшится за 2015 – 2017 годы с 78 670,26 тыс. руб. до 25 179,27 тыс. руб., соответственно, снизятся и расходы на его обслуживание с 36,66 тыс. руб. до 25,18 тыс. рублей.

3. Соблюдение соответствия проекта решения о бюджете, документов и материалов, представленных одновременно с ним, Бюджетному кодексу Российской Федерации и иным нормативным правовым актам

Формирование проекта местного бюджета на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов осуществлено в соответствии с положениями БК РФ и Положением о бюджетном процессе в Полевском городском округе (с изменениями).

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что при подготовке проекта решения не в полной мере выполнены требования, установленные статьей 184.1 БК РФ:

- в проекте решения содержаться нормативы распределения доходов, тогда как ст. 63 и ст. 184.1 БК РФ полномочия по установлению нормативов распределения доходов муниципальных образований отнесены к компетенции муниципального района. Положениями ст. 3 БК РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления принимают нормативные (муниципальные) правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с БК РФ;

- не определен объем условно утверждаемых расходов на 2016 и 2017 годы. Под условно утверждаемыми расходами понимаются не распределенные в плановом периоде в соответствии с классификацией расходов бюджетов бюджетные ассигнования.

В соответствии с требованиями ст. 184.1 БК РФ в проекте решения:

- содержатся основные характеристики бюджета на очередной финансовый год и на плановый период;

- определен перечень главных администраторов доходов бюджета и закрепляемые за ними виды доходов бюджета. При закреплении доходов не учтена детализация подвидов доходов бюджета;

- определен перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета,

- бюджетные ассигнования распределены по разделам, подразделам, целевым статьям (муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам и подгруппам видов расходов классификации расходов бюджетов на очередной финансовый год и на плановый период;

- бюджетные ассигнования распределены в ведомственной структуре расходов на очередной финансовый год и на плановый период;

- определен перечень главных распорядителей средств местного бюджета в составе ведомственной структуры расходов;

- определен общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств (на 2015 год – 146 570,94 тыс. руб., на 2016 год – 154 759,0 тыс. руб., на 2017 год – 158 708,09 тыс. руб.);

         - предусмотрен объем бюджетных ассигнований Дорожного фонда на 2015 год в сумме 38 913,085 тыс. руб., на 2016 год – 38 474,094 тыс. руб., на 2017 год – 38363,994 тыс. руб.;

- определен объем межбюджетных трансфертов, получаемых из областного бюджета (на 2015 год – 1 100 661,8 тыс. руб., на 2016 год – 1 170 515,0 тыс. руб., на 2017 год – 1 216 635,1 тыс. руб.);

  - предусмотрен размер Резервного фонда Администрации Полевского городского округа на 2015 год – 1 000,0 тыс. руб., на 2016 год – 928,989 тыс. руб., на 2017 год – 902,045 тыс. руб., что соответствует 0,063 %, 0,058 %, 0,054 % общего годового объема расходов бюджета соответственно. Размер Резервного фонда не превысит ограничение, установленное статьей 81 БК РФ (3 процента общего объема расходов местного бюджета);

- определены источники финансирования дефицита бюджета на очередной финансовый год и плановый период с указанием статей источников финансирования дефицита бюджета;

- определен верхний предел муниципального долга (по состоянию на 01.01.2016 – 29 774,77 тыс. руб., на 01.01.2017 – 25 179,27 тыс. руб., на 01.01.2018 – 20 583,77 тыс. руб., в их числе верхний предел долга по муниципальным гарантиям – 0 тыс. руб.), с соблюдением ограничений, установленных ст. 107 БК РФ;

- предусмотрен объем расходов на обслуживание муниципального долга (на 2015 год – 34,37 тыс. руб., на 2016 год – 29,78 тыс. руб., на 2017 год –25,18 тыс. руб.);

- определен предельный объем муниципального долга (на 2015 год – 34 370,26 тыс. руб., на 2016 год – 29 774,77 тыс. руб., на 2017 год – 25 179,27 тыс. руб.);

В проекте бюджета согласно статьи 78 БК РФ предусмотрено предоставление из местного бюджета субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, в том числе:

1) субсидии на возмещение затрат организаций по содержанию свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда Полевского городского округа (в 2015 году – 483,10 тыс. руб., в 2016 году – 568,82 тыс. руб., в 2017 году – 5238,779  тыс. руб.);

2) субсидии на возмещение затрат по организации безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений (в 2015 году – 2676,25 тыс. руб., в 2016 году – 2610,46  тыс. руб., в 2017 году – 2661,034  тыс. руб.);

3) субсидии на возмещение затрат организаций по содержанию муниципальных кладбищ (в 2015 году – 2820,0 тыс. руб., в 2016 году – 2694,069  тыс. руб., в 2017 году – 2615,932  тыс. руб.);

4) субсидии социально ориентированным некоммерческим организациям (в 2015 году – 350,0 тыс. руб., в 2016 году – 371,596  тыс. руб., в 2017 году – 360,818  тыс. руб.).

В состав сведений о предоставлении из местного бюджета субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг включены сведения о предоставлении субсидии некоммерческим организациям, что не соответствует ст. 78 БК РФ.

При формировании проекта решения соблюдены нормы БК РФ в части определения источников финансирования дефицита местного бюджета и расходов на обслуживание муниципального долга Полевского городского округа.

Соблюдение принципа единства бюджетной системы Российской Федерации в среднесрочном периоде будет обеспечиваться в том числе за счет применения единых для бюджетов бюджетной системы РФ кодов классификации видов доходов бюджетов, разделов, подразделов классификации расходов бюджетов, групп и подгрупп видов расходов бюджетов, групп и подгрупп источников финансирования дефицитов бюджетов, а также кодов целевых статей расходов бюджетов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение.

Целевые статьи расходов бюджета сформированы в соответствии с муниципальными программами и не включенными в муниципальные программы направлениями деятельности органов местного самоуправления, указанных в ведомственной структуре расходов бюджета (непрограммным направлениям деятельности), и расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств местного бюджета, за исключением привязки бюджетных ассигнований по целевой статье 7001103 «Председатель Счетной палаты Полевского городского округа» к расходам, не составляющим отдельное направление деятельности органа местного самоуправления и (или) отдельное расходное обязательство, подлежащее исполнению за счет средств местного бюджета.

Расходы местного бюджета в основном сформированы в соответствии с расходными обязательствами, принятыми в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления, за исключением бюджетных ассигнований, предусмотренных для участия в осуществлении государственных полномочий, не переданных муниципальному образованию в установленном порядке, при отсутствии решения Думы Полевского городского округа о реализации права на участие в осуществлении государственных полномочий, в том числе для оказания дополнительных мер социальной поддержки для отдельных категорий граждан, не установленных за счет средств местного бюджета.

Учитывая предлагаемые проектом решения сокращение объема бюджета, а также ситуацию с отсутствием поступлений из источников дефицита местного бюджета, считаем необходимым провести работу по инвентаризации всех имеющихся расходных обязательств, и их анализ в целях определения соответствия приоритетам развития.

Исполнение расходных обязательств, установленных органами государственной власти РФ и субъекта РФ (переданные полномочия), предусмотрено за счет межбюджетных трансфертов из областного бюджета.

         Проект решения не предполагает увязывания расходов с определенными видами доходов и источниками финансирования дефицита бюджета, за исключением целевых субсидий и субвенций, получаемых из областного бюджета, что соответствует принципу общего (совокупного) покрытия расходов бюджета.

Проект решения, внесенный Главой Полевского городского округа в Думу Полевского городского округа, размещен на официальном сайте Администрации Полевского городского округа, что соответствует принципу прозрачности (открытости).

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств реализован за счет формирования бюджета на основе муниципальных программ, что предполагает увязку бюджетных ассигнований и конкретных мероприятий, направленных на достижение приоритетных целей социально-экономического развития.

Использование инструмента муниципального задания на оказание муниципальных услуг при бюджетном планировании обеспечивает взаимосвязь муниципальных программ и муниципальных заданий в целях создания условий для достижения целей социально-экономического развития в соответствующих сферах и повышения эффективности деятельности учреждений по обеспечению потребностей граждан в муниципальных услугах.

4. Доходы местного бюджета

Статьей 174.1 БК РФ установлено, что доходы бюджета прогнозируются на основе социально-экономического развития территории в условиях действующего на день внесения проекта закона о бюджете в представительный орган законодательства о налогах и сборах и бюджетного законодательства РФ, а также законодательства РФ, законов субъектов РФ и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, устанавливающих неналоговые доходы бюджетов бюджетной системы РФ.

При расчете доходов местного бюджета на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов учтены изменения налогового и бюджетного законодательства, вступающие в силу с 1 января 2015 года.

Подходы Администрации Полевского городского округа к формированию доходных источников на 2015 – 2017 годы, согласно Пояснительной записке, не претерпели изменений: объемы доходов рассчитаны исходя из расчетов, представленных администраторами соответствующих видов доходов, с учетом постановления Правительства Свердловской области от 10.09.2014 № 777-ПП "Об утверждении Методик, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов из областного бюджета местным бюджетам, на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов".

Проектом решения доходы местного бюджета на 2015 год предлагается утвердить в сумме 1 579 775,85 тыс. руб., на 2016 год –                    1 603 460,55 тыс. руб., на 2017 год – 1 658 415,55 тыс. рублей.

Структура доходов местного бюджета по основным источникам доходов за 2014 – 2017 годы представлена в таблице 3.

Таблица 3

Виды доходов

Бюджет на 2014 год

(решение Думы № 60)

Проект решения

2015 год

2016 год

2017 год

тыс. руб.

(%)

тыс. руб.

(%)

тыс. руб.

(%)

тыс. руб.

(%)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Налоговые доходы, в том числе:

339 959,810

20,86

311 108,65

19,69

322 444,33

20,11

335 527,44

20,23

НДФЛ

186 542,300

11,44

177 815,00

11,26

187 239,18

11,68

198 473,54

11,97

Акцизы

607,000

0,04

709,85

0,04

840,36

0,05

840,36

0,05

ЕНВД

25 623,000

1,57

26 015,10

1,65

27 315,86

1,70

28 681,65

1,73

Единый сельскохозяйственный налог

665,000

0,04

890,89

0,06

890,89

0,06

890,89

0,05

Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения

1 220,000

0,07

1 021,04

0,06

1 021,04

0,06

1 021,04

0,06

Налог на имущество физических лиц

8 904,000

0,55

11 322,00

0,72

11 469,19

0,72

11 618,29

0,70

Земельный налог

110 596,510

6,79

86 236,77

5,46

86 236,77

5,38

86 236,77

5,20

Государственная пошлина

5 802,000

0,36

7 098,00

0,45

7 431,04

0,46

7 764,90

0,47

Неналоговые доходы, в том числе:

169 695,198

10,41

168 005,40

10,63

110 501,22

6,89

106 253,01

6,41

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

65 074,530

3,99

67 319,77

4,26

64 096,05

4,00

67 406,50

4,06

Платежи при пользовании природными ресурсами

2 075,000

0,13

2 120,00

0,13

2 247,00

0,14

2 382,00

0,14

Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства

9 511,478

0,58

5 991,68

0,38

6 286,87

0,39

6 596,76

0,40

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

89 969,400

5,52

89 108,90

5,64

34 243,40

2,14

26 076,60

1,57

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

3 064,790

0,19

3 465,05

0,22

3 627,90

0,23

3 791,15

0,23

Безвозмездные поступления, в том числе:

1 120 351,323

68,73

1 100 661,80

69,67

1 170 515,00

73,00

1 216 635,10

73,36

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности

5 238,000

0,32

6 744,00

0,43

7 175,00

0,45

7 494,00

0,45

Субсидии

402 678,000

24,70

411 666,80

26,06

428 255,80

26,71

417 355,80

25,17

Субвенции

613 167,900

37,62

682 251,00

43,19

735 084,20

45,84

791 785,30

47,74

Иные межбюджетные трансферты

99 142,423

6,08

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Безвозмездные поступления от негосударственных организаций

10,000

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Прочие безвозмездные поступления

115,000

0,01

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Всего доходов

1 630 006,331

100,00

1 579 775,85

100,00

1 603 460,55

100,00

1 658 415,55

100,00

Доходная часть бюджета сформирована, в большей мере, за счет безвозмездных поступлений, на долю которых в 2015 году будет приходиться 69,67 % общей суммы доходов, в 2016 – 73,0 %,                            в 2017 – 73,36 %.

Прогноз налоговых доходов планируется исполнить в основном за счет налога на доходы физических лиц и земельного налога, на долю которых в 2015 году придется 16,72 % общей суммы доходов, в 2016 году – 17,06 %, в 2017 году – 17,17 %.  Прогноз на 2015 год основных источников налоговых доходов ниже уровня 2014 года, утвержденного решением о бюджете на 2014 год, на 11,1 % и на 0,4 % больше ожидаемого исполнения в 2014 году.

Поступления от неналоговых доходов в общем объеме доходов местного бюджета прогнозируется получить в 2015 году – 168 005,4 тыс. руб., в 2016 году – 110 501,22 тыс. руб., в 2017 году – 106 253,01 тыс. рублей.  Их доля в общих доходах бюджета уменьшается с 10,63 % в 2015 году до 6,41 % – в 2017 году.

Прогноз по неналоговым доходам планируется исполнить в 2015 году в основном за счет доходов от сдачи в аренду земельных участков (28 568,0 тыс. руб.) и имущества, составляющего муниципальную казну (38 751,77 тыс. руб.), на долю которых придется 40,1 % неналоговых поступлений, продажи земельных участков, на долю которых придется 7,7 % неналоговых поступлений (13 000,0 тыс. руб.) и приватизации муниципального имущества, на долю которых придется 45,3 % неналоговых поступлений (76 059,3 тыс. руб.).

Прогноз по доходам бюджета от приватизации имущества на 2015 год сформирован в отсутствие утвержденного Прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества Полевского городского округа на 2015-2017 годы, при этом доходы от приватизации имущества согласно Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" прогнозируются администратором доходов в объеме 37 805,8 тыс. руб.  Отсутствие перечня и оценки стоимости реализуемых активов, вызывает сомнение в реалистичности прогнозных оценок по данному виду доходного источника.

Безвозмездные поступления из областного бюджета, предусмотренные в проекте решения на 2015 год, соответствуют назначениям проекта закона Свердловской области «Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов».

В ходе исполнения бюджета возможно дополнительное поступление из областного бюджета межбюджетных трансфертов, которые будут распределены в соответствии с федеральным законодательством, а также Правительством Свердловской области в рамках исполнения государственных программ.

5. Расходы местного бюджета

Формирование расходов местного бюджета на 2015 год и плановый период 2016 – 2017 годов осуществлялось с учетом:

- повышения оплаты труда отдельным категориям работников бюджетной сферы в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года;

- повышения оплаты труда работников органов местного самоуправления;

- роста тарифов на оплату коммунальных услуг, цен на иные товары и услуги;

- коэффициента оптимизации расходов.

Объем расходов, предлагаемый к утверждению в проекте решения, на 2015 год составит 1 579 775,85 тыс. руб., или 93,1 % к текущему финансовому году, на 2016 год – 1 603 460,55 тыс. руб., или 94,5 % – к 2014 году, на 2017 год – 1 658 415,55 тыс. руб., или 97,8 % – к 2014 году.

         В структуре общего объема расходов местного бюджета наибольший удельный вес занимают расходы по разделам образование и социальная политика, объем которых в совокупности составит в расходах 2015 года – 79,5 % (1 255 396,95 тыс. руб.), 2016 года – 80,8 % (1 296 266,821 тыс. руб.), 2017 года – 81,6 % (1 352 598,002 тыс. руб.), что подтверждает социальную направленность расходов местного бюджета.

         Структура расходов местного бюджета по разделам классификации расходов бюджетов Российской Федерации представлена в таблице 4.

                                                                                                        

 Таблица 4

Наименование раздела

Бюджет на 2014 год

(решение Думы № 60)

Проект решения

2015 год

2016 год

2017 год

тыс. руб.

(%)

тыс. руб.

(%)

тыс. руб.

(%)

тыс. руб.

(%)

Общегосударствен-ные вопросы

79 267,98000

4,67

79 095,569

5,01

76 079,470

4,74

77 210,585

4,66

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

7 123,99000

0,42

12 217,586

0,77

11 583,838

0,72

10 934,080

0,66

Национальная экономика

171 684,98000

10,12

50 179,511

3,18

54 131,465

3,38

52 318,908

3,15

Жилищно-коммунальное хозяйство

59 807,06087

3,53

75 934,040

4,81

59 760,169

3,73

61 769,323

3,72

Охрана окружающей среды

759,40000

0,04

492,446

0,03

1 393,484

0,09

451,023

0,03

Образование

1 124 870,88426

66,30

1 090 767,906

69,05

1 120 803,722

69,90

1 174 848,330

70,84

Культура, кинематография

86 142,86813

5,08

91 417,866

5,79

100 448,542

6,26

99 282,273

5,99

Здравоохранение

1 020,00000

0,06

529,698

0,03

1 068,338

0,07

1 075,238

0,06

Социальная политика

152 122,78000

8,97

164 629,044

10,42

175 463,099

10,94

177 749,672

10,72

Физическая культура и спорт

11 191,56000

0,66

11 946,740

0,76

0,000

0,00

0,000

0,00

Средства массовой информации

2 204,64000

0,13

2 531,074

0,16

2 700,758

0,17

2 753,404

0,17

Обслуживание государственного и муниципального долга

353,60100

0,02

34,370

0,00

27,665

0,00

22,714

0,00

Итого

1 696 549,74426

100,00

1 579 775,850

100,00

1 603 460,550

100,00

1 658 415,550

100,00

         В соответствии со статьей 172 БК РФ и основными направлениями бюджетной политики проект бюджета структурно впервые сформирован на основе 13 муниципальных программ Полевского городского округа, объем бюджетных ассигнований которых на 2015 год составит – 1 568 550,739 тыс. руб., на 2016 год – 1 592 591,92 тыс. руб., 2017 год – 1 647 421,385 тыс. рублей. Таким образом, программная часть расходов местного бюджета в 2015 – 2017 годах составит 99,29 %, 99,32 % и 99,34 % соответственно (таблица 5).

В структуру расходов муниципальных программ включены проиндексированные расходы на  оказание государственных и муниципальных услуг, социальные и публичные нормативные выплаты гражданам, предоставление субсидий юридическим лицам, обеспечение деятельности органов местного самоуправления.

Наибольший удельный вес в общем объеме расходов на реализацию муниципальных программ составляют программы, направленные на решение социальных вопросов, их доля будет повышаться с  86,4 % в 2015 году до 88,0 % - в 2017 году, при одновременном уменьшении расходов на реализацию программ, направленных на развитие экономики, ЖКХ, охраны окружающей среды и защиты населения (с 8,1 % в 2015 году до 7,0 % в 2017 году).

Таблица 5

№ п/п

Наименование муниципальной программы

Объем бюджетных ассигнований, предусмотренный проектом местного бюджета

Объемы финансирования муниципальных программ за счет бюджетных средств, согласно паспортам муниципальных программ

2015 год

2016 год

2017 год

ВСЕГО

2015 год

2016 год

2017 год

ВСЕГО

1

"Подготовка документов по планировке территории Полевского городского округа" на 2015-2017 годы

2 200,000

4 644,946

3 878,796

10 723,742

12 000,000

5 400,000

6 500,000

23 900,000

2

"Экология и природные ресурсы Полевского городского округа" на 2015-2017 годы

5 840,410

5 536,777

4 483,166

15 860,353

8 960,000

14 310,000

4 970,000

28 240,000

3

"Совершенствование муниципального управления в Администрации Полевского городского округа в 2015-2017 гг."

47 434,396

44 626,635

45 384,107

137 445,138

48 362,400

47 978,000

49 877,100

146 217,500

4

 "Развитие системы образования в Полевском городском округе на 2015-2017 годы"

1026063,101

1063965,173

1117918,322

3207946,596

1072518,140

1117445,560

1092782,040

3282745,740

5

 "Сохранение и развитие культуры Полевского городского округа, оздоровление детей, организация работы с молодежью и подростками Полевского городского округа на 2015-2017 годы"

133 470,155

154 454,416

153 642,173

441 566,744

139 015,260

191 333,934

222 833,514

553 182,708

6

"Повышение эффективности управления муниципальной собственностью Полевского городского округа" на 2015-2017 годы

27 656,172

26 820,666

25 167,069

79 643,907

31 500,000

28 870,800

27 900,000

88 270,800

7

 "Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Полевском городском округе на 2015-2017 годы"

65 703,408

52 817,552

55 725,528

174 246,488

238 447,580

106 894,718

96 212,728

441 555,026

8

 "Управление муниципальными финансами Полевского городского округа на 2015-2017 годы"

11 248,192

10 538,871

10 636,928

32 423,991

11 268,192

11 344,448

11 792,009

34 404,649

9

"Развитие физической культуры и спорта в Полевском городском округе на 2015-2017 годы"

29 970,264

0,000

0,000

29 970,264

35 304,000

140 188,000

155 719,400

331 211,400

10

 "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих на территории Полевского городского округа" до 2020 года

2 698,044

4 732,903

2 933,632

10 364,579

18 696,200

25 565,000

10 432,200

54 693,400

11

 "Социальная поддержка граждан Полевского городского округа на 2015-2017 годы"

162 459,676

171 786,332

175 693,278

509 939,286

90 018,000

247 362,958

36 157,873

373 538,831

12

 "Развитие дорожного хозяйства на территории Полевского городского округа на 2015-2017 годы"

38 913,085

38 474,094

38 363,994

115 751,173

40 290,000

42 258,000

43 440,000

125 988,000

13

 "Осуществление мер по обеспечению безопасности жизнедеятельности на территории Полевского городского округа" на 2015-2017 годы

14 893,836

14 193,555

13 594,392

42 681,783

19 023,750

20 911,940

16 701,030

56 636,720

 

ИТОГО

1 568 550,739

1 592 591,920

1 647 421,385

4 808 564,044

8 048 577,349

14504562,778

27361704,171

49914844,298

В целом же принятые Администрацией Полевского городского округа меры позволили создать условия для учета в бюджетном процессе муниципальных программ, являющихся инструментом повышения эффективности бюджетных расходов и создающих условия для повышения качества муниципального управления, бюджетного планирования, эффективности и результативности использования бюджетных средств, что в свою очередь обеспечило возможность составления проекта местного бюджета на 2015 - 2017 годы на основе объемов финансового обеспечения муниципальных программ и реализации начального этапа перехода к программно-целевой структуре местного бюджета.

Однако, в связи с несоответствием объемов бюджетных ассигнований на реализацию муниципальных программ, предусмотренных проектом решения, объемам финансирования муниципальных программ необходимо провести работу по уточнению (корректировке) объемов финансового обеспечения утвержденных муниципальных программ, положенных в основу планирования бюджетных ассигнований местного бюджета.

6. Дефицит местного бюджета и источники финансирования

дефицита местного бюджета

         Проектом решения предусмотрено формирование местного бюджета на 2015-2017 годы без дефицита, что соответствует Основным направлениям налоговой и бюджетной политики Полевского городского округа на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов.

Согласно приложениям 15 и 16 к проекту решения поступления из источников финансирования дефицита местного бюджета на 2015 – 2017 годы предусмотрены в размере 4595,497 тыс. руб. ежегодно, которые направляются на погашение долга по муниципальным заимствованиям.

         Динамика и структура источников финансирования дефицита бюджета в 2014 – 2017 годах приведена в таблице 6.

Таблица 6

Виды источников

Бюджет на 2014 год

(решение Думы

 № 60)

Проект решения

2015 год

2016 год

2017 год

Бюджетные кредиты от других бюджетов

-4595,4967

-4595,497

-4595,497

-4595,497

Изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета

71138,90996

4595,497

4595,497

4595,497

Итого источников внутреннего финансирования дефицита местного бюджета

66543,41326

0,000

0,000

0,000

Источниками финансирования дефицита местного бюджета на 2015-2017 годы предусматриваются остатки средств на счете бюджета на начало очередного финансового года, что не соответствует статье 96 БК РФ.

         В соответствии с приложениями 11 и 12 к проекту решения, Программами муниципальных внутренних заимствований на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов не планируется привлечение заимствований в 2015-2017 годах в целях финансирования дефицита бюджета, а также для погашения долговых обязательств. На погашение основной суммы долга по муниципальным заимствованиям Программами муниципальных внутренних заимствований предусмотрены объемы средств по следующему виду заимствований: кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы РФ (2015 год – 4595,497 тыс. руб., 2016 год – 4595,496 тыс. руб., 2017 год – 4595,496 тыс. руб.).

         Виды и суммы заимствований соответствуют видам и суммам источников финансирования дефицита местного бюджета.

Объемы муниципальных внутренних заимствований не превысят  суммы, направляемые на финансирование дефицита местного бюджета и погашение долговых обязательств на 2015 – 2017 годы, что соответствует положениям статьи 106 БК РФ.

         Для погашения долга по муниципальным заимствованиям не предусмотрено привлечение заемных средств.

7. Муниципальный долг Полевского городского округа, расходы на обслуживание муниципального долга

         Проектом решения предельный объем муниципального долга Полевского городского округа предлагается утвердить на 2015 год в сумме 34 370,26 тыс. руб., на 2016 год – 29 774,77 тыс. руб., на 2017 год – 25 179,27 тыс. руб., что составит к 2014 году 93,8 %, 81,2 % и 68,7 %. При этом объем муниципального долга уменьшится с 7,2 % в 2015 году до 5,7 % в 2017 году общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений из областного бюджета соответственно.

         Снижение муниципального долга предусматривает уменьшение расходов местного бюджета на его обслуживание. Так, на 2015 год данные расходы предусматриваются в сумме 34,37 тыс. руб., на 2016 год – 29,78 тыс. руб., на 2017 год – 25,18 тыс. рублей.

         Основные показатели, характеризующие степень долговой устойчивости, применительно к Полевскому городскому округу в 2011 – 2017 годах, приведены в таблице 7.

                                                                                                           Таблица 7                                                                                                               (%)

Наименование показателя

Исполнение

2014 год

Решение Думы № 60

Проект решения

Норма

БК РФ

2011

2012

2013

2015

2016

2017

Отношение муниципального долга Полевского городского округа к доходам местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений

6,8828

7,1707

8,6419

7,1926

7,1737

6,8773

5,6995

100 %

Доля расходов на обслуживание муниципального долга в общем объеме расходов бюджета (за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций)

0,0030

0,1132

0,0087

0,0326

0,0038

0,0034

0,0029

15 %

         Предусмотренный в проекте решения объем муниципального долга не превысит предельное значение предельного объема муниципального долга, установленный статьей 107 БК РФ, а объем расходов на обслуживание муниципального долга Полевского городского округа – ограничения, установленные статьей 111 БК РФ.

В соответствии с пунктом 15 проекта решения верхний предел муниципального внутреннего долга предлагается установить по состоянию на 1 января 2016 года в сумме 29 774,77 тыс. руб., на 1 января 2017 года –     25 179,27 тыс. руб., на 1 января 2018 года – 20 583,77 тыс. руб., что составит 6,2 %, 5,8 %, 4,7 % от установленного статьей 107 БК РФ предельного значения соответственно.

         Статьей 15 проекта решения установлены верхние пределы муниципального внутреннего долга по муниципальным гарантиям Полевского городского округа на 1 января 2016 года –0 тыс. руб., на 1 января 2017 года – 0 тыс. руб., на 1 января 2018 года – 0 тыс. рублей.

На 2015 – 2017 годы муниципальные гарантии предоставлять не планируется.

8. Выводы и предложения

На основе проведенной экспертизы проекта решения Думы Полевского городского округа  «О бюджете Полевского городского округа на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов», Счетная палата считает, что проект решения нуждается в доработке и приведению в соответствие требованиям бюджетного законодательства.

Счетная палата предлагает при рассмотрении Думой Полевского городского округа проекта решения учесть замечания и предложения, содержащиеся в заключении.

Председатель Счетной палаты

Полевского городского округа                                                           И.М. Зюзева

Интернет ресурсы

 

Разработка и поддержка сайта