УТВЕРЖДАЮ

Председатель Счетной палаты

Полевского городского округа

______________И.М. Зюзева

«___»______________2013 г.

Отчет

о результатах контрольного мероприятия «Проверка соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом муниципального жилищного фонда Полевского городского округа

в 2010, 2011 и 2012 годах»

 

07 августа 2013 года                                                                                                     г. Полевской

 

Основание проверки

         Пункт 2 раздела 1 плана работы Счетной палаты Полевского городского округа на 2013 год, утвержденного распоряжением Счетной палаты Полевского городского округа от 29.12.2012 № 45.

 

Цель контрольного мероприятия

Проверка соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом муниципального жилищного фонда Полевского городского округа в 2010, 2011 и 2012 годах.

 

Объекты проверки

Орган местного самоуправления Администрация Полевского городского округа (далее – Администрация) и орган местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа (далее – Управление).

Предмет проверки

Нормативные правовые акты, регулирующие и устанавливающие порядок управления и распоряжения имуществом муниципального жилищного фонда Полевского городского округа, правовые акты, регулирующие деятельность объекта проверки, договоры и иные документы, позволяющие обеспечить проверку соблюдения порядка управления и распоряжения имуществом муниципального жилищного фонда Полевского городского округа.

 

Проверяемый период

2010, 2011 и 2012 годы.

 

Срок проверки

С 18 марта по 31 мая 2013 года – предварительный и основной этапы, с 30 июля по 07 августа 2013 года – заключительный этап контрольного мероприятия.

Состав рабочей группы

Инспектор Счетной палаты Полевского городского округа Т.В. Пряхина (предварительный и основной этапы проверки), председатель Счетной палаты Полевского городского округа И.М. Зюзева (заключительный этап контрольного мероприятия).

 

По результатам проверки Счетной палатой Полевского городского округа (далее – Счетная палата) составлен акт от 31.05.2013 г.  Акт проверки передан в Администрацию и Управление 03.07.2013 года.

В соответствии со  ст. 17 Федерального закона от 07.02.2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», ст. 20 Закона Свердловской области от 12.07.2011 № 62-ОЗ «О Счетной палате Свердловской области и контрольно-счетных органах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области» и ст. 18 Положения о Счетной палате Полевского городского округа, утвержденного решением Думы Полевского городского округа от 15.12.2011 года № 436, представленные в установленный срок пояснения и замечания руководителей объектов контроля рассмотрены Счетной палатой с предоставлением заключений и приобщены к актам проверки.

 

Результаты контрольного мероприятия

 

1.  Учет муниципального жилищного фонда

Осуществление учета муниципального жилищного фонда и ведение реестра муниципального имущества в соответствии со ст. 40 Устава Полевского городского округа (далее – Устав ПГО) и пп.3.1.4 Положения об органе местного самоуправления Управление муниципальным имуществом, утвержденного решением Думы МО «Город Полевской» от 22.12.2005 г № 110 (далее – решение Думы № 110) входит в полномочия Управления.

В соответствии с ч. 5 ст. 51 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее -  Федеральный закон № 131-ФЗ) Управление осуществляет ведение реестра муниципального имущества Полевского городского округа (далее – Реестр муниципального имущества) в соответствии с Порядком ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, установленным Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30.08.2011 г. № 424 (далее – Порядок № 424), вступившим в силу 25.06.2012 года.

Включение в Реестр муниципального имущества дополнительных сведений, не установленных Порядком № 424, формы Реестра муниципального имущества, порядок группирования по видам имущества муниципального жилищного фонда правовыми актами не определены.

Реестр муниципального имущества ведется Управлением на бумажном и электронном носителе. Реестр жилищного фонда на бумажном носителе оформлен в дело, прошит, пронумерован, подписан лицом, осуществляющим функции по ведению Реестра муниципального имущества и начальником Управления. Реестр муниципального имущества на бумажном носителе хранится в сейфе, ключ от сейфа находится у специалиста Управления, осуществляющего ведение реестра, тем самым обеспечивается предотвращение хищения, утраты, искажения и подделки информации.

До вступления в действие Порядка № 424 Управление при ведении Реестра муниципального имущества руководствовалось Положением о реестре собственности МО «Город Полевской», утвержденным решением Думы МО «Город Полевской» от 20.06.2002 № 165.

Указанное Положение о реестре собственности МО «Город Полевской» с момента введения ч. 5 ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ подлежало изменению в части, устанавливающей порядок ведения реестра муниципального имущества Полевского городского округа, но до настоящего времени не приведено в соответствие действующему законодательству.

В Реестре муниципального имущества осуществлен учет муниципального жилищного фонда Полевского городского округа:

Дата

Количество объектов

Площадь, кв. м

Балансовая стоимость, руб.

01.01.2011

2802

108 619,11

22 552 299,6

01.01.2012

2755

104 834,5

69 449 101,87

01.01.2013

2538

96 656,5

100 253 131,8

На момент проверки не представилось возможным установить точное количество объектов (жилых помещений) жилищного фонда социального использования, специализированного жилищного фонда и жилищного фонда коммерческого использования, поскольку учет муниципального жилищного фонда Полевского городского округа в зависимости от целей использования по видам жилых помещений не ведется.

Разделение муниципального жилищного фонда Полевского городского округа в зависимости от целей использования на жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд и жилищный фонд коммерческого использования предусмотрено пунктом 1.3 Положения о порядке содержания муниципального жилищного фонда Полевского городского округа, утвержденного решением Думы Полевского городского округа от 16.04.2009 N 775 (далее – решение Думы № 775), в соответствии с ч. 3 ст. 19 Жилищного кодекса РФ.

Согласно Положения о порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда на территории Полевского городского округа, утвержденного решением Думы Полевского городского округа от 24.11.2007 N 497 (далее – решение Думы № 497) ведение отдельного учета в зависимости от целевого использования установлено только для жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда Полевского городского округа, к которым в соответствии с ч. 3 ст. 92 Жилищного кодекса РФ относятся служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда.

Иными нормативными правовыми актами, ведение учета жилых помещений муниципального жилищного фонда по видам жилищного фонда в зависимости от целей использования, не предусмотрено.

Принимая во внимание, что согласно требованиям ст. 50 Федерального закона N 131-ФЗ к собственности городских округов может относится жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а не соответствующее требованиям этой статьи имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению, и согласно ч.1 ст. 672 Гражданского кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам только в муниципальном жилищном фонде социального использования, представляется целесообразным установить порядок ведения учета (перечней) жилых помещений муниципального жилищного фонда Полевского городского округа по видам жилищного фонда в зависимости от целей использования.

В проверяемом периоде из Реестра муниципального имущества исключено 961 объект жилищного фонда, в том числе: в 2010 году – 697 объектов в связи с приватизацией гражданами, утратой имущества в результате пожара, со сносом дома, с технической ошибкой, в 2011 и 2012 годах в связи с приватизацией гражданами 47 и 217 объектов соответственно.

 В течение проверяемого периода в Реестр муниципального имущества, в части жилищного фонда, включен 351 объект, в том числе:

в 2010 году  -  61 объект (23 – по северной части города Полевского; 38 - по южной части города Полевского);

в 2011 году - 227 объектов (73 – по северной части города Полевского; 154 – по южной части города Полевского);

в 2012 году – 63 объекта (5 - по северной части города Полевского; 58 – по южной части города Полевского).

Включение в Реестр муниципального имущества жилых помещений осуществлено на основании приказов начальника Управления. В большинстве случаев, включаемые в Реестр муниципального имущества жилые помещения находились фактически в муниципальной собственности, но по неустановленным причинам не были ранее включены в Реестр.  Включение в Реестр муниципального имущества таких жилых помещений осуществлялось Управлением после сверки информации о жилых помещениях с ОАО «Полевская коммунальная компания» (далее – ОАО «ПКК») и ООО «Южное коммунальное предприятие» (далее – ООО «ЮКП»).  Остальные случаи включения жилых помещений в Реестр муниципального имущества касаются различных способов приобретения муниципальной собственности путем безвозмездной передачи имущества, купли-продажи, а также в результате осуществления перевода из нежилых помещений в жилые помещения.

Выборочной проверкой соблюдения правил внесения сведений об имуществе установлено, что в Реестре муниципального имущества, в части сведений о жилищном фонде, отсутствуют записи о дате возникновения права муниципальной собственности на четыре объекта, из них две квартиры предоставлены гражданам по договорам социального найма и два жилых помещения, приватизированы гражданами в 2012 году.

Право муниципальной собственности на указанное имущество не зарегистрировано, поскольку возникло до введения в действие Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», однако государственную регистрацию ранее возникшего права Полевского городского округа следовало осуществить одновременно с государственной регистрацией перехода данного права на жилые помещения, его ограничений (обременений) или совершенной сделкой с объектом недвижимого имущества.

В соответствии с Положением об отделе жилищной политики и социальных программ Администрации, утвержденным распоряжением Главы Полевского городского округа от 16.12.2010 № 149-р (далее – распоряжение Главы № 149-р) к функциям отдела относится ведение учета и подготовка предложений по распределению жилых помещений специализированного жилищного фонда Полевского городского округа.

В нарушение распоряжения Главы № 149-р учет жилых помещений, относящихся к специализированному жилищному фонду, отделом жилищной политики и социальных программ Администрации не ведется, и на момент проверки не представилось возможным установить количество и состав жилых помещений (с указанием адресов и площадей), находящихся в специализированном жилищном фонде Полевского городского округа.

В ходе проверки установлено нарушение порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, определенного ст. 92 Жилищного кодекса РФ.

Согласно ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Органом, осуществляющим управление муниципальным жилищным фондом Полевского городского округа, является Управление, к полномочиям которого отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности в силу ст. 40 Устава ПГО.

Следовательно, решение об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду Полевского городского округа и исключение таких помещений из этого фонда должно приниматься только Управлением.

В нарушение ст. 92 Жилищного кодекса РФ и ст. 40 Устава ПГО включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществлялось на основании постановлений Главы Полевского городского округа, как это предусмотрено решением Думы № 497, утвердившим Положение о порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда на территории Полевского городского округа.

Использование жилых помещений в качестве специализированного жилищного помещения в отсутствие решения Управления, как органа, осуществляющего управление муниципальным жилищным фондом Полевского городского округа, об отнесении конкретного жилого помещения к специализированному жилищному фонду является противоречащим законодательству (ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ, Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений").

Ведение учета свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда отнесено к функциям отдела жилищной политики и социальных программ Администрации распоряжением Главы № 149-р. В соответствии с решением Думы № 775 отделом Администрации должен составляться перечень свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда Полевского городского округа.

В нарушение установленного решением Думы № 775 порядка отделом жилищной политики и социальных программ Администрации перечни свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда не составлялись, а информация о свободных жилых помещениях муниципального жилищного фонда отражалась отделом в ходе ведения «Журнала регистрации распределения жилых помещений муниципального жилищного фонда», на основании имеющихся данных, включая сведения о свободных жилых помещениях, поступивших в Администрацию от ОАО «ПКК» и ООО «ЮКП» для сверки и согласования.

Администрацией осуществлялось согласование Перечней свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда, составленных ОАО «ПКК» и ООО «ЮКП», как это предусмотрено пунктом 9 постановления Главы Полевского городского округа от 17 мая 2010 г. № 815.

Вышеуказанные нормы правовых актов Полевского городского округа, в части порядка составления перечней свободных жилых помещений находятся в противоречии, что требует приведения их к единообразному изложению в разных правовых актах и единообразному применению.

Согласно ст. 25 Устава ПГО в исключительной компетенции Думы находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

На территории Полевского городского округа отсутствует нормативный правовой акт, регулирующий порядок отнесения жилого помещения, поступившего (перешедшего) в муниципальную собственность к определенному виду жилищного фонда в зависимости от целей использования и, соответственно, не установлен порядок его распределения, поэтому имеется неопределенность с осуществлением в проверяемом периоде отделом жилищной политики и социальных программ Администрации функции по подготовке предложений по распределению жилья, в том числе перешедшего в муниципальную собственность.

Отсутствует нормативный правовой акт, регулирующий отношения по порядку предоставления жилых помещений коммерческого использования Полевского городского округа, включая и порядок формирования муниципального жилищного фонда коммерческого использования (включение жилых помещений в указанный фонд и исключение).

Предоставление помещений по договорам коммерческого найма, в отсутствие правового регулирования, осуществлялось за проверяемый период независимо от категории граждан, по обстоятельствам нуждаемости в жилых помещениях.

В отсутствие определения в установленном порядке статуса жилого помещения, отнесения его к жилищному фонду коммерческого использования, его последующее предоставление по договору коммерческого найма может повлечь нарушение прав граждан, нуждающихся в жилых помещениях и состоящих на учете по иным основаниям.

2. Осуществление контроля за использованием и сохранностью

муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений

данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства

Согласно ст. 40 Устава ПГО и пункта 3.1.6. решения Думы № 110 контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства является полномочием Управления.

Контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда и соответствием жилых помещений установленным требованиям должен включать контроль за исполнением требований, установленных частями 2 - 4 статьи 17 Жилищного кодекса РФ и Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 г. N 25, а именно контроль за использованием и состоянием муниципальных жилых помещений, работу по выявлению нарушений использования и сохранности муниципального жилищного фонда – выявление случаев самовольной перепланировки и (или) переустройства жилых помещений, их порчи, ненадлежащего санитарного состояния жилых помещений, использования жилых помещений не по назначению, а также контроль за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.

Порядок организации и проведения на территории Полевского городского округа проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами, установлен постановлением  Главы Полевского городского округа от 29 августа 2012 г. № 1747 «Об утверждении порядка осуществления муниципального жилищного контроля на территории Полевского городского округа» (далее – постановление № 1747).

Согласно постановления № 1747 органом, уполномоченным на осуществление муниципального жилищного контроля на территории Полевского городского округа, является Управление.

До вступления в силу постановление № 1747, осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным требованиям, в Полевском городском округе регламентировано не было, что не позволило в полной мере осуществлять возложенные на Управление полномочия.

Осуществление муниципального жилищного контроля на территории Полевского городского округа в соответствии с требованиями ст. 20 Жилищного кодекса РФ (вступившими в силу 25.06.2012 г.) запланировано на 2013 год. 

В соответствии с требованиями Федерального закона  от 26.12.2008 г.            № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», постановления  Главы ПГО от 29 августа 2012 г. № 1747 «Об утверждении порядка осуществления муниципального жилищного контроля на территории Полевского городского округа» проект плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2013 год был направлен Управлением в прокуратуру города Полевского до 01 сентября 2012 года.

Управлением в 2010 и 2011 годах был осуществлен контроль за состоянием следующих жилых помещений, признанных непригодными для проживания либо аварийными и подлежащими сносу:

- непригодные для проживания, не занятые жилые помещения №№ 4, 5, 6, 7, 10, 11, 12, 13, 14,15, 18, 19, 20, 21, 22, 23 по ул. Ленина, 40 г. Полевского;

-  непригодное для проживания, не занятое жилое помещение, комната № 63 по адресу м-н Черемушки, 1 г. Полевского;

- комната № 1 в аварийном, подлежащем сносу и расселению многоквартирном доме по адресу п. Зюзельский ул. Ленина, 17-4;

- квартиры №№ 1, 6 в аварийном, подлежащем сносу и расселению  многоквартирном доме по адресу п. Зюзельский ул. Ленина, 13;

- подлежащее капитальному ремонту жилое помещение по адресу г. Полевской ул. Победы, 27-7;

- непригодное для постоянного проживания жилое помещение № 55 по адресу ул. Свердлова, 10 г. Полевского переведено в категорию нежилого.

Проверкой установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: г. Полевской ул. Победы, 27-7 общей площадью 31,1 кв.метра, по которому принято решение о необходимости проведения капитального ремонта, занимаемое по договору социального найма, на основании постановления Главы Полевского городского округа от 25.10.2012 № 2198 заменено нанимателю жилым помещением, расположенным  по адресу: г. Полевской ул. Победы, 23-1/1 общей площадью 31,3 кв. метра с заключением договора социального найма № 118-снж от 08.11.2012 г.

Предоставление жилого помещения по договору социального найма в данном случае осуществлено Администрацией ПГО в нарушение требований действующего жилищного законодательства и вне очереди.

Согласно ст. 81 Жилищного кодекса РФ взамен занимаемого по договору социального найма жилого помещения допускается предоставление нанимателю жилого помещения меньшего размера при условии, если общая площадь занимаемого нанимателем жилого помещения на одного члена семьи превышает норму предоставления.

Соответственно, замена недопустима, если предоставляется большее помещение - в этом случае происходит нецелевое использование муниципального жилищного фонда.

На время капитального ремонта или реконструкции жилого помещения в соответствии со ст. 95 Жилищного кодекса РФ и согласно пункта 4.1. решения Думы № 497 гражданам, нуждающимся в жилом помещении, должны предоставляться жилые помещения маневренного фонда, предназначенные для временного проживания граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма.

При выборочном обходе в ходе проверки свободных (пустующих) помещений выявлен факт проживания граждан по адресу: г. Полевской микрорайон Черемушки, 4-129.    

Не предоставлен доступ в жилые помещения, расположенные по адресу: г. Полевской ул.Ленина, 40, мкр.Черемушки, 1-40, мкр.Черемушки, 1-52,  мкр.Черемушки,4-50.  

Жилые помещения, расположенные по адресу: г. Полевской микрорайон Черемушки, 4-89, 92, 93, не имеют входных дверей, захламлены, не имеют освещения.

3. Соблюдение порядка содержания муниципального жилищного фонда

Полевской городской округ в соответствии с действующим законодательством несет бремя содержания принадлежащих ему на праве собственности жилых помещений и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Порядок содержания муниципального жилищного фонда Полевского городского округа установлен решением Думы № 775.

В соответствии с пунктом 3 ст. 153 Жилищного кодекса РФ и решением № 775 Полевской городской округ до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда несет расходы на содержание таких жилых помещений и коммунальные услуги (отопление).

Порядок предоставления организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги, субсидий из бюджета Полевского городского округа на возмещение затрат по содержанию свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда Полевского городского округа принят постановлением Главы Полевского городского округа от 17 мая 2010 г. № 815 (далее – постановление № 815). 

Согласно пункта 4.8. решения № 775 главным распорядителем бюджетных средств в целях возмещения затрат организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги по содержанию свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда Полевского городского округа является Управление.

В 2010 году субсидии ОАО «ПКК» за оказанные коммунальные услуги (отопление) и содержание свободных (пустующих) жилых помещений не предоставлялись. Основной долг за вышеуказанные услуги был взыскан ОАО «ПКК» на основании решения арбитражного суда Свердловской области от            28 ноября 2011 года в сумме 245 635 рублей 27 копеек.

В 2011 году субсидии ОАО «ПКК»  предоставлены в сумме 270 280,52 рублей, оказаны услуги на эту же сумму. В 2012 году субсидии ОАО «ПКК» предоставлены в сумме 39 620,99 рублей, оказано услуг на сумму 229 369,72 руб.

В 2010, 2011 и 2012 годах субсидии ООО «ЮКП» за оказанные коммунальные услуги (отопление) и содержание свободных (пустующих) жилых помещений не предоставлялись. Основной долг за вышеуказанные услуги составил: за 2010 год – 261 157,76 рублей., за 2011 год – 254 054,28 рублей, за 2012 год – 178 968,38 рублей.

В пункте 4.9. решения № 775 установлено, что неотъемлемой частью договора является перечень свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда Полевского городского округа, составленный в разрезе видов помещений (служебные помещения, помещения маневренного фонда, иные).  Пункт 9 постановления № 815 также предусматривает составление Перечня в разрезе видов помещений (служебное помещение, помещение маневренного фонда, иные).

Перечни свободных жилых помещений за 2010, 2011 и 2012 годы к договору с ОАО «ПКК» от  01 ноября 2008 года б/н на предоставление из бюджета Полевского городского округа субсидий на возмещение расходов по оплате за свободные жилые помещения муниципального жилищного фонда Полевского городского округа, согласованные Администрацией составлены без указания видов жилых помещений. 

Перечни свободных жилых помещений за 2010, 2011 и 2012 годы к договору от 01 ноября 2008 года № 14/7 составлены ООО «ЮКП» по видам помещений и согласованы с жилищным отделом Администрации.

В пункте 9 постановления № 815 также указывается, что при изменении состава свободных жилых помещений заключается дополнительное соглашение к договору.

При заключении дополнительных соглашений к договору с ОАО «ПКК» о включении жилых помещений в перечень свободных жилых помещений, не указывалось, к какому виду жилых помещений относится включаемое в перечень жилое помещение. В случаях исключения жилого помещения из Перечня свободных жилых помещений  дополнительные соглашения к вышеуказанному договору не заключались.

По договору с ООО «ЮКП» за проверяемый период нет ни одного юридически оформленного и заключенного дополнительного соглашения об изменении состава свободных жилых помещений.

Однако, несмотря на отсутствие дополнительных соглашений по договору с ОАО «ПКК» и с ООО «ЮКП» и обновленных Перечней свободных жилых помещений, из которых не исключены жилые помещения, уже сданные гражданам по договорам найма, все обстоятельства изменения состава свободных жилых помещений отслеживаются Управлением и оплата субсидий производится за оказанные услуги  по действительно свободным (пустующим) помещениям муниципального жилищного фонда Полевского городского округа.

В нарушение пункта 4.12 решения № 775 Управлением не соблюдались сроки сообщения организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги, услуги по содержанию свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда Полевского городского округа о заключении договора найма, в зависимости от целей использования жилищного фонда Полевского городского округа. Сообщения в письменном виде направлялись не в двухнедельный срок, а ежемесячно.

При сдаче жилого помещения муниципального жилищного фонда Полевского городского округа в наем, независимо от целей его использования, наниматель обязан нести расходы по содержанию жилого помещения и по оплате коммунальных услуг, кроме оплаты расходов на капитальный ремонт.

Согласно абзаца 2 пункта 2.2. решения № 775,  Управление имеет право заключить договор по сбору, учету и перечислению в местный бюджет платы за наем с управляющими организациями с последующей оплатой данным организациям оказанных услуг. 

Управлением были заключены договоры  по сбору, учету и перечислению в местный бюджет платы за наем с  ОАО «ПКК» б/н от 29 декабря 2007 года  и с ООО «ЮКП» № 3/7 от 29 декабря 2007 г. 

31 декабря 2010 года Управлением заключен агентский договор № 139 АГ с ОАО «Расчетный центр Урала». Действие договора № 139 АГ, согласно дополнительному соглашению № 2 к агентскому договору от 31 декабря 2010 года № 139 АГ, распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие в период с 01 декабря 2010 года по 31 декабря 2012 г. В данном договоре предусмотрено условие о его автоматической пролонгации.

Агентский договор  № 139 АГ от 31 декабря 2010 года по сбору, учету и перечислению в местный бюджет платы за наем заключен не с управляющей организацией, как это предусмотрено  решением № 775. 

Исполнение обязательств по сбору, учету и перечислению в местный бюджет платы за наем за проверяемый период:

Наименование организации

2010 год

2011 год

2012 год

Начислено платы за наем

Собрано платежей с населения

Перечислено в бюджет

Начислено платы за наем

Собрано платежей с населения

Перечислено в бюджет

Начислено платы за наем

Собрано платежей с населения

Перечислено в бюджет

ОАО «ПКК»

1284765,81

1291222,64

1221311,67

1187392,4

1172744,24

640000,0

21701,52

189038,97

1055823,44

ООО «ЮКП»

742431,65

696040,0

100000,0

-601,16

92076,39

0

0

0

0

ОАО «Расчетный центр Урала»

-

-

-

752017,53

558375,45

605457,5

1955579,78

10587124,78

1509954,0

По состоянию на 31.12.2012 года задолженность по причислению в бюджет собранной с населения платы за наем составила ООО «ЮКП» -  1 233 319,83 руб., ОАО «Расчетный центр Урала» - 30 088,73 руб.,  ОАО «ПКК» - 0 руб.

Управлением проведена претензионно-исковая работа по взысканию задолженности по платежам за наем жилых помещений с ООО «ЮКП». На основании решения арбитражного суда Свердловской области  от 27 декабря 2010 года с ООО «ЮКП» было взыскано в доход местного бюджета 916 115,93 руб. основного долга за период с февраля 2008 года по сентябрь 2010 года. Требования Управления о взыскании основного долга по перечислению платежей за наем жилых помещений  за период с 01.09.2010 по 24.05.2011 года  включены в реестр требований кредиторов должника, на основании определения арбитражного суда Свердловской области от 19 апреля 2012 года (Дело № А60-15577/2011).

В 2007 году были заключены договоры управления многоквартирными домами с ОАО «ПКК» и ООО «ЮКП». Договоры действующие, поскольку в них предусмотрено условие об автоматической пролонгации договоров в случае отсутствия возражения сторон.

Из представленных к проверке документов (протоколов общих собраний и решений собственников) следует, что в течение 2010 – 2012 годов Управление участвовало в общих собраниях собственников жилых помещений в многоквартирных домах (северной части города Полевского) в большинстве случаев, путем заочного  голосования, где решался вопрос о капитальном ремонте общего имущества многоквартирного дома.

В результате проверки документов установлено:

$11.    Решение о проведении капитального ремонта по каждому объекту принято общим собранием собственников жилых помещений в многоквартирном доме.

$12.    Наличие муниципальной собственности в каждом многоквартирном доме, общее имущество которого подлежало капитальному ремонту, подтверждено Реестром муниципального имущества.

$13.    Необходимость проведения капитального ремонта, затраты на проведение капитального ремонта документально подтверждены.

4. Обязательства Полевского городского округа установлены заключенными договорами о долевом финансировании затрат на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома.

В иных формах, кроме как участие в общих собраниях, где решался вопрос о проведении и финансировании капитального ремонта, контроль за соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не осуществлялся.

В соответствии с п.1.6. решения Думы № 775 Полевской городской округ обязан поддерживать принадлежащие ему на праве собственности жилые помещения в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ними, контролировать соблюдение правил пользования жилыми помещениями, а также правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Исполнение указанных обязанностей от лица Полевского городского округа возложено на Управление в силу установленных полномочий по осуществлению контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

4. Осуществление полномочий по признанию в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания

В соответствии с пунктом 3.1.5 решения Думы № 110 к полномочиям Управления отнесено признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В проверяемом периоде обследовано 129 жилых помещений, из них 16 жилых помещений, находящихся в собственности Полевского городского округа.  По результатам обследования признано непригодными для проживания 15 жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности.

Период

Обследовано жилых помещений всего

в том числе муниципальный жилищный фонд

из них признано непригодными для проживания

2010 год

89

9

8

2011 год

22

6

4

2012 год

18

11

8

Все обследования проводились созданной в установленном порядке комиссией, в состав которой входят представители Управления, государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, муниципального учреждения «Управление городского хозяйства».

Наряду с осуществлениемполномочий по признанию в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, Управлением за проверяемый период была проведена  работа по признанию жилых помещений частного жилищного фонда непригодными для проживания, что свидетельствуют о дополнительной нагрузке на указанный орган.

5. Соблюдение порядка распоряжения муниципальным жилищным фондом

Распоряжение муниципальным жилищным фондом Полевского городского округа осуществлялось за проверяемый период в виде отчуждения и заключения договоров найма специализированного жилого помещения, социального найма, коммерческого найма.

Решением Думы от 25.09.2008 г № 662 «Об утверждении Положения о порядке продажи жилых помещений муниципального жилищного фонда Полевского городского округа» (далее – решение Думы № 662) определен порядок возмездного  приобретения гражданами жилых помещений муниципального жилищного фонда Полевского городского округа. Действие данного нормативного акта не распространяется на случаи приобретения жилья во вновь построенных жилых домах (первичный рынок жилья).

В 2010  и 2011 годах  были проданы объекты муниципального жилищного фонда в виде доли Полевского городского округа в праве общей долевой собственности на недвижимое имущество, расположенное по адресу г. Полевской микрорайон Зеленый Бор-2:

1) 765/1000 доли в квартире общей площадью 59,4 кв. м за 3 566,0 рублей по договору купли-продажи от 01.02.2010 г. на основании Постановления Главы Полевского городского округа от 12.01.2010 № 17 «О продаже муниципального имущества»;

2) 713/1000 доли в квартире общей площадью 60,4 кв. м за 4 067,0 рублей по договору купли-продажи от 07.09.2010 г. на основании Постановления Главы Полевского городского округа от 25.08.2010 № 1402 «О продаже муниципального имущества»;

3) 2/3 доли в квартире общей площадью 57,9 кв. м за 3 780,92 рублей по договору купли-продажи от 02.03.2011 г. на основании Постановления Главы Полевского городского округа от 18.02.2011 № 427 «О продаже муниципального имущества»;

4) 299/500 доли  в квартире общей площадью 59,5 кв. м за 3485,2 рублей. по договору купли-продажи от 26.09.2011 г. на основании Постановления Главы Полевского городского округа от 12.08.2011 № 2133 «О продаже муниципального имущества».

Согласно пункта 1.4.3 решения Думы № 662 объектами муниципального жилищного фонда, подлежащими продаже, могут являться доли Полевского городского округа в праве собственности на жилые помещения.

Доли Полевского городского округа в праве общей долевой собственности на квартиры были проданы по цене, составляющей 1% от инвентарной стоимости этой доли, согласно справок  об инвентаризационной стоимости, выданных филиалом «Полевское бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости» СОГУП «Областной государственный центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости» Свердловской области.

При определении цены продажи муниципальной доли в указанных квартирах Управление руководствовалось п. 2.3 решения Думы 662 и постановлением Главы муниципального образования «Город Полевской» от 04.01.2001 № 15 «О продаже доли в праве общей долевой собственности на квартиру.

Пунктом 2.3 решения Думы № 662 (введенным решением Думы Полевского городского округа от 29.07.2010 N 178) установлено, что требования об определении рыночной стоимости объектов муниципального жилищного фонда Полевского городского округа не распространяются на отношения, урегулированные постановлением Главы МО «Город Полевской» от 04.01.2001 г. № 15, которым установлена цена продажи муниципальной доли в праве общей долевой собственности на квартиры проживающим в них гражданам в размере 1% от инвентарной стоимости этой доли.

Названные правовые акты в части установления цены продажи муниципальной доли в размере 1% от инвентарной стоимости этой доли противоречат Федеральному закону от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В соответствии со ст.ст. 16, 51 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе отчуждать муниципальное имущество, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Из указанных норм права следует, что органы местного самоуправления вправе отчуждать муниципальное имущество, но в соответствии с требованиями федерального закона.

Положения ст. 8 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусматривают обязательное проведение оценки при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих муниципальным образованиям.

Данное требование означает, что прежде, чем осуществить любую сделку с любым объектом оценки муниципальное образование должно провести оценку предмета сделки. Оценка предмета сделки направлена на подтверждение обоснованности цены отчуждаемого органами местного самоуправления муниципального имущества.

На момент заключения договоров купли-продажи долей Полевского городского округа в праве общей долевой собственности на квартиры в нарушение указанных выше требований Федерального закона оценка данного имущества произведена не была.

Кроме того, в соответствии с п.25 статьи 66 Закона РФ от 06.07.1991 № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» исключительно к полномочиям представительного органа местного самоуправления, на момент издания Постановления Главы МО «Город Полевской» от 04.01.2001 № 15, относилось определение дополнительных льгот и преимуществ для граждан, проживающих на подведомственной ему территории. Ввиду данного обстоятельства п. 2 Постановления Главы МО «Город Полевской» от 04.01.2001 № 15 противоречит требованиям закона.

Нормативного правового акта Полевского городского округа, устанавливающего льготные условия отчуждения гражданам объектов муниципального жилого фонда (дополнительные меры социальной поддержки отдельным категориям граждан), в соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» в целях обеспечения жилыми помещениями проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан состоящих на учете, представительным органом местного самоуправления не принято.

Следовательно, продажа долей в праве общей долевой собственности на квартиры совершена с нарушением требований законодательства, и причинением ущерба Полевскому городскому округу.

Для сравнения, средняя рыночная стоимость одного квадратного метра жилого помещения, сложившаяся в границах города Полевского (на территории северной части города по приобретению жилья):

на 1 полугодие 2010 года установлена в размере 26506 рублей (Постановление Главы Полевского городского округа от 01.04.2010 N 574 "Об определении средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилого помещения, сложившейся в границах Полевского городского округа, на первое полугодие 2010 года");

на 2 полугодие 2010 года - в размере 27500 рублей (Постановление Главы Полевского городского округа от 14.07.2010 N 1168 (ред. от 07.12.2010) "Об определении средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилого помещения, сложившейся в границах Полевского городского округа, на второе полугодие 2010 года";

на 1 полугодие 2011 года - в размере 27500 рублей (Постановление Главы Полевского городского округа от 21.01.2011 N 218 "Об определении средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилого помещения, сложившейся в границах Полевского городского округа, на первое полугодие 2011 года";

на второе полугодие 2011 года - в размере 27000 рублей (Постановление Главы Полевского городского округа от 26.04.2011 N 1004 "Об определении средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилого помещения, сложившейся в границах Полевского городского округа, на второе полугодие 2011 года".

Расчетная сумма ущерба исходя из указанной средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилого помещения в г. Полевском составила 4 396 040,03 рублей

В 2012 году была продана одна квартира по рыночной стоимости в размере  2 427 000 руб. согласно договора купли-продажи от 04.06.2012 г.  Цена квартиры была определена на основании Отчета № П-94-2012 от 28.04.2012 г. независимого оценщика.

В соответствии с Положением "О порядке управления и распоряжения собственностью Полевского городского округа", утвержденным решением Думы Полевского городского округа от 08.06.2006 N 204 принятие решения о передаче жилых помещений гражданам на основании договора найма, о продаже жилых помещений в соответствии с Положением, принимаемым Думой городского округа, отнесено к полномочиям Главы Полевского городского округа.

Решения о предоставлении жилого помещения по договору коммерческого найма принимались на заседании жилищной комиссии по признанию граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий. 

В проверяемом периоде Управление осуществляло учет всех заключенных договоров в зависимости от целей использования жилых помещений. Договоры юридически оформлены и подписаны с обеих сторон.

Договоры социального найма и специализированного жилого помещения заключены по установленным законодательствам формам, являются типовыми, содержат типовые условия, отвечающие требованиям Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Жилищного кодекса РФ и  пунктами 2.3. и 2.4. решения Думы № 775 размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма устанавливался постановлениями Главы Полевского городского округа.

Предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда коммерческого использования и заключение договора коммерческого найма осуществлялось на основании постановлений Главы Полевского городского округа в соответствии со статьей 671 Гражданского кодекса РФ. Этими постановлениями на Управление возложена обязанность заключения договоров коммерческого найма. Форма договора коммерческого найма является типовой для всех нанимателей.

В пункте 3.1. договора коммерческого найма Управлением определено условие о размере платы за наем, который устанавливается на уровне платы по договорам социального найма, утверждаемой органами местного самоуправления Полевского городского округа.

Согласно статьи 682 Гражданского кодекса РФ размер платы за жилое помещение должен устанавливаться по соглашению сторон в договоре найма жилого помещения. Вместе с тем цена договора коммерческого найма, предметом которого является жилое помещение в домах муниципального жилищного фонда, в силу ч. 3 ст. 156 Жилищного кодекса РФ, устанавливается органами местного самоуправления.

В соответствии с п. 2.4 решением Думы № 775 размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договору найма, заключаемого в зависимости от целей использования муниципального жилищного фонда, должна устанавливаться постановлением Главы Полевского городского округа.

Постановления Главы Полевского городского округа об установлении размера платы за наем по договору коммерческого найма за проверяемый период и ранее не принимались.

В отсутствие установленного в соответствии с требованиями законодательства  размера платы за наем по договору коммерческого найма Управление самостоятельно устанавливало размер платы в нарушение решения Думы № 775.

В 2010 году заключено 22 договора коммерческого найма, 30 договоров найма специализированного жилого помещения (по разным видам-служебный, маневренный), 177 договоров социального найма.

В 2011 году заключено 68 договоров коммерческого найма, 18 договоров найма специализированного жилого помещения, 212 договоров социального найма. Большое количество договоров коммерческого найма обусловлено переоформлением договоров найма специализированного жилья в Доме ветеранов на договоры коммерческого найма в связи с решением Думы ПГО от 09.12.2010 г. № 256.

В 2012 году заключено 18 договоров коммерческого найма, 9 договоров найма специализированного жилого помещения, 188 договоров социального найма.

На момент проверки отсутствовали документы о переоформлении договорных отношений по двум жилым помещениям: г. Полевской ул. Бажова, 9-79 (дог. № 20-2010 от 24.052010) и ул. Бажова, 9-28 (дог. № 8-2010 от 22.03.2010 г.).

Согласно п.4 решения Думы Полевского городского округа от 09.12.2010г. № 256 «Об исключении жилого дома из муниципального специализированного жилищного фонда как дома социального использования» Управлению установлена обязанность переоформить договоры найма специализированных жилых помещений в Доме ветеранов на договоры коммерческого найма жилых помещений. Этим же решением (п.3) установлено, что правоотношения, сложившиеся до вступления в силу настоящего решения, по договорам найма специализированных жилых помещений в Доме ветеранов считать правоотношениями, вытекающими из договорных отношений по коммерческому найму.

Причиной не заключения договоров найма жилых помещений коммерческого использования, послужило отсутствие постановлений Главы Полевского городского округа.

         

6. Соблюдение порядка учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений и порядка их обеспечения жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством

 

В соответствии с п.7 ч.1 ст.39 Устава ПГО и п. 2.1.8 Положения об администрации Полевского городского округа в новой редакции, утвержденного решением Думы Полевского городского округа от 09.12.2010 N 257 обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, является полномочием Администрации.

На основании закона Свердловской области от 22 июля 2005 г. № 97-ОЗ «Об учете малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области» (далее – Областной закон № 97-ОЗ) отделом жилищной политики и социальных программ Администрации ведутся:

- журнал регистрации заявлений малоимущих граждан о принятии на учет в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда;

- дела учета граждан, подавших заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда;

- книга учета малоимущих граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда;

- дела учета малоимущих граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда; 

- список малоимущих граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда.

В делах находятся документы, предусмотренные статьями 8 и 12 Областного закона № 97-ОЗ, заявления граждан и прилагаемые к заявлению необходимые документы, расчеты и материалы проверок наличия обстоятельств, служащих основанием для принятия решения о снятии гражданина и (или) совместно проживающих членов семьи с учета.

Книга учета малоимущих граждан, состоящих на учете, ведется по форме и в порядке, установленном Постановлением Правительства Свердловской области от 31 октября 2005 года № 947-ПП «Об утверждении формы и порядка заполнения книги учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области» в соответствии с пунктом 4 статьи 10 Областного закона № 97-ОЗ.

Список малоимущих граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда (далее – Список малоимущих граждан, состоящих на учете) ведется в соответствии с требованиями статьи 11 Областного закона № 97-ОЗ и ежегодно обновляются в установленном постановлением Главы Полевского городского округа порядке.

Кроме списка малоимущих граждан, состоящих на учете, Администрацией ведется список граждан, принятых до 1 марта 2005 года на учет в целях предоставления им жилых помещений по договорам социального найма.  Этот список общий, содержащий сведения о постановке на учет граждан по разным основаниям, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (до 01 марта 2005 года), давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Ведение очереди малоимущих граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда, осуществляется путем ведения книг учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и составления на основе включенных в них сведений списков граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В случае обращения гражданина, принятого на учет до 01 марта 2005 года, находящегося в Списке граждан, принятых до 1 марта 2005 года на учет в целях предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, в установленном Областным законом № 97-ОЗ порядке с предоставлением документов, подтверждающих его право состоять на учете, Администрацией заносятся соответствующие сведения в книгу учета  граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и в списке граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, указывается номер очереди с учетом времени постановки на учет до 1 марта 2005 года.

Так, в соответствии с пунктом 10 Порядка и сроков обновления списков граждан, состоящих на учете в Администрации в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда, и их обнародования, утвержденного постановлением Главы Полевского городского округа от 07 апреля 2006 г. № 392 «О механизме реализации областных законов от 22.07.2005 № 96-ОЗ, от 22.07.2005 № 97-ОЗ» граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма и имеющие право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеют право представить все необходимые документы для признания их малоимущими. В случае признания указанных граждан малоимущими датой постановки их на учет как малоимущих граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда, будет считаться дата их первоначальной постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений до 1 марта 2005 года.

При проверке принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда, ведения очереди граждан, состоящих на учете, и снятия с учета граждан нарушений не установлено.

В ходе проверки соблюдения требований законодательства в области учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, установлены следующие нарушенияОбластногозакона № 97-ОЗ:

- на листе № 12 журнала регистрации заявлений малоимущих граждан о принятии на учет в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда отсутствует запись о дате выдачи или направления гражданину заверенной копии решения о принятии гражданина на учет либо решения об отказе в принятии на учет в отношении каждого гражданина, обратившегося с соответствующим заявлением (п.п 4 п.2 ст.7 Областного закона № 97-ОЗ);

- не заводились отдельные дела учета малоимущих граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях (ст. 12 Областного закона № 97-ОЗ);

- дело учета гражданина, подавшего заявление о принятии на учет, не закрывалось после принятия решения о принятии гражданина на учет и не приобщалось в виде отдельного тома к делу учета малоимущих граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях (п.4 ст. 8  Областного закона № 97-ОЗ);

- не присваивался порядковый номер делам учета граждан, подавших заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда (ст. 8 и 12 Областного закона № 97-ОЗ);

- в книге учета малоимущих граждан, состоящих на учете, не указываются фамилия, имя, отчество совместно проживающих с гражданином, обратившимся с заявлением о постановке на учет, членов семьи, принятых на учет в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, не везде указана общая площадь жилого помещения, рассчитанная исходя из нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма (п.п 3 п.2 ст. 10 Областного закона № 97-ОЗ).

За проверяемый период пять малоимущих граждан, проживающих в Полевском городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, были обеспечены жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с жилищным законодательством, из них двое граждан состояли на учете (учетные записи №№ 180 и 192), но не были включены в Список малоимущих граждан, состоящих на учете.

После предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма граждане сняты с учета, и исключены из Списка малоимущих граждан, состоящих на учете (номера очереди – 96, 105 и 139).

Предоставление жилых помещений по договору социального найма вне очереди осуществлено в соответствии с требованиями ст. 85, 86 и 89 Жилищного кодекса РФ на основании Постановления Главы Полевского городского округа от 19.05.2011 № 1196, в связи с тем, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Полевской, ул. Девяшина, дом 62А был признан аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии с частью 2 статьи 59 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданину и его семье, зарегистрированным в коммунальной квартире по адресу: г. Полевской ул. М. Горького, д.4,кв.5, комната 2, была предоставлена по договору социального найма освободившаяся в этой квартире комната № 1.

На основании пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ гражданину, из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вне очереди было предоставлено жилое помещение по договору социального найма.

При рассмотрении вопроса о предоставлении гражданам по договорам социального найма жилых помещений Администрация проводит проверку наличия обстоятельств, служащих основанием для принятия решения о снятии граждан и (или) совместно проживающих с ними членов семьи, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, с учета. В этом случае, гражданин предоставляет расписку о том, что у него не изменились обстоятельства либо представляет новые документы, подтверждающие произошедшие изменения.

При наличии оснований в предоставлении жилого помещения по договору найма отделом жилищной политики и социальных программ Администрации готовится проект постановления Главы Полевского городского округа.

Администрацией в пределах компетенции отдела жилищной политики и социальных программ осуществляется реализация федеральных и областных программ по обеспечению граждан жильем в связи с чем ведется журнал регистрации заявлений ветеранов ВОВ о принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и книга учета ветеранов Великой Отечественной войны в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и, соответственно, список ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Список ежемесячно обновляется и направляется в Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

В очереди на момент проверки состоит 9 ветеранов Великой Отечественной войны. В течение проверяемого периода снято с учета 48 ветеранов Великой Отечественной войны в связи с получением единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Данной категории граждан жилые помещения муниципального жилищного фонда за проверяемый период не предоставлялись по договору социального найма ввиду иного, установленного законодательством, порядка решения вопроса нуждаемости в улучшении жилищных условий.  

В Администрации с 09.12.2010 г. ведется журнал (книга) учета граждан, отнесенных к категории «молодая семья», а также ежегодно формируется список молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Свердловской области», изъявивших желание получить социальную выплату по муниципальному образованию в Свердловской области. Данные списки утверждаются постановлением Главы ПГО. Данной категории граждан жилые помещения муниципального жилищного фонда за проверяемый период не предоставлялись по договору социального найма ввиду иного, установленного законодательством, порядка решения вопроса нуждаемости в улучшении жилищных условий.  

Ветераны боевых действий, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, также состоят на учете в Администрации и обеспечиваются жильем в соответствии с федеральным законодательством за счет федерального и областного бюджетов.

Нарушений требований законодательства при осуществлении в пределах компетенции отдела жилищной политики и социальных программ Администрации реализации федеральных и областных программ по обеспечению граждан жильем не установлено.

7. Выявление и учет бесхозяйных, выморочных, юридически и                    фактически свободных жилых помещений

Работа Администрации и Управления по выявлению и учету бесхозяйного, вымороченного, юридически и фактически свободного жилищного фонда в проверяемом периоде состояла в следующем:

1) совместно с представителями Управляющих компаний организовывались и проводились выездные комиссии с целью выявления пустующих жилых помещений муниципального жилищного фонда и составлением соответствующих актов;

2) велась претензионно-исковая работы по выселению граждан из незаконно занимаемых нежилых помещений;

3)  проверялась информация, поступающая от Управляющих компаний о пустующих жилых помещениях, с направлением писем и запросов в отношении каждого свободного жилого помещения;

4) осуществлялась работа по выявлению бесхозяйного имущества в целях постановки на учет и приобретения в дальнейшем в муниципальную собственность.

В результате на учет муниципального жилого фонда поставлен один объект - квартира, расположенная по адресу: г. Полевской с. Мраморское, ул.1 Мая, д.23 кв.15.

Выводы

1. Муниципальными правовыми актами Полевского городского округа не определен порядок включения в Реестр муниципального имущества дополнительных сведений, не установленных Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 № 424, не определены формы Реестра, порядок группирования объектов в Реестре по видам имущества, не установлен порядок ведения учета (перечней) жилых помещений муниципального жилищного фонда по видам в зависимости от целей использования.

2. Отсутствуют муниципальные правовые акты, регулирующие порядок отнесения жилого помещения, поступившего (перешедшего) в муниципальную собственность к определенному виду жилищного фонда в зависимости от целей использования, порядок формирования муниципального жилищного фонда коммерческого использования (цели создания фонда, включение жилых помещений в указанный фонд и исключение из него), порядок предоставления жилых помещений коммерческого использования, порядок установления платы за пользование жилым помещением коммерческого использования.

3. Положение о реестре собственности МО «Город Полевской», утвержденное решением Думы от 20.06.2002 № 165 не приведено в соответствие  ч.5 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части установления порядка ведения реестра муниципального имущества.

4. Порядок предоставления организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги, субсидий из бюджета Полевского городского округа на возмещение затрат по содержанию свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда Полевского городского округа, принятый постановлением Главы Полевского городского округа от 17 мая 2010 г. № 815 противоречит Положению о порядке содержания муниципального жилищного фонда Полевского городского округа, утвержденного решением Думы Полевского городского округа от 16.04.2009 N 775 в части порядка составления перечней свободных жилых помещений.

5. Положение о порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда на территории Полевского городского округа, утвержденное решением Думы от 24.11.2007 № 497 не соответствует  ч.2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ в части установленного абзацем вторым пункта 1.4 основания для порядка включения жилых помещений в муниципальный специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда.

6. В нарушение ч.2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществлялось на основании Постановлений Главы Полевского городского округа, не являющегося органом осуществляющим управление муниципальным жилищным фондом.

7. В Реестре муниципального имущества, в части сведений о жилищном фонде, отсутствуют записи о дате возникновения права муниципальной собственности в отношении четырех объектов.

8. Отделом жилищной политики и социальных программ Администрации  не ведется учет жилых помещений, относящихся к специализированному жилищному фонду Полевского городского округа и не составлялся перечень свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда.

9. При выборочном обходе свободных (пустующих) помещений Счетной палатой выявлен факт незаконного проживания граждан по адресу м-н Черемушки, 4-129.

10. В связи с капитальным ремонтом Администрацией ПГО предоставлено гражданам жилое помещение большего размера и по договору социального найма вне очереди, в нарушение ст. 81 и ст. 95 Жилищного кодекса РФ и п. 4.1 Положения о порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда на территории Полевского городского округа, утвержденного решением Думы Полевского городского округа от 24.11.2007 N 497.

11. Субсидии из местного бюджета за оказанные коммунальные услуги (отопление) и содержание свободных (пустующих) жилых помещений предоставлялись не в полном объеме. Задолженность перед ОАО «Полевская коммунальная компания» за 2012 год составила 189,7 тыс. руб., перед ООО «Южная коммунальная компания» - 694,2 тыс. руб. за 2010-2012 годы.

12. Плата за наем, собранная ООО «Южное коммунальное предприятие» и ОАО «Расчетный центр Урала» с нанимателей муниципальных жилых помещений перечислялась в местный бюджет не в полном объеме.  По состоянию на 31.12.2012 года задолженность по причислению в бюджет собранной с населения платы за наем составила ООО «ЮКП» - 1 233 319,83 руб., ОАО «Расчетный центр Урала» - 30 088,73 руб.

13. В 2010  и 2011 годах были проданы четыре объекта муниципального жилищного фонда в виде доли Полевского городского округа в праве общей долевой собственности на недвижимое имущество, расположенное по адресу г. Полевской микрорайон Зеленый Бор-2, с нарушением требований законодательства, и причинением ущерба Полевскому городскому округу (примерно 4 396 040,03 рублей) без проведения рыночной оценки в нарушение Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и в отсутствие нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления Полевского городского округа, устанавливающего льготные условия отчуждения гражданам объектов муниципального жилого фонда.

14.  В нарушение п. 2.4 Положения о порядке содержания муниципального жилищного фонда Полевского городского округа, утвержденного решением Думы Полевского городского округа от 16.04.2009 N 775 постановления Главы Полевского городского округа об установлении размера платы за наем по договору коммерческого найма за проверяемый период и ранее не принимались. В отсутствие установленного в соответствии с требованиями законодательства размера платы за наем по договору коммерческого найма Управление самостоятельно устанавливало размер платы равный плате за наем по договорам социального найма.

15. В нарушение п.4 решения Думы Полевского городского округа от 09.12.2010г. № 256 «Об исключении жилого дома из муниципального специализированного жилищного фонда как дома социального использования» на момент проверки отсутствовали документы о переоформлении договорных отношений в отношении двух жилых помещений по ул. Бажова, 9 (дог. № 20-2010 от 24.052010 и дог. № 8-2010 от 22.03.2010 г.).  Причиной не заключения договоров найма жилых помещений коммерческого использования, послужило отсутствие постановлений Главы Полевского городского округа.

16. Установлены отдельные недостатки учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений.

Предложения

 

1. Направить  отчет  о результатах контрольного мероприятия Главе Полевского городского округа и в Думу Полевского городского округа.

2. Направить информационное письмо в Прокуратуру города Полевского.

3. Рекомендовать Главе Полевского городского округа и Думе Полевского городского округа:   

-  принять меры по подготовке проекта муниципального нормативного правового акта, регулирующего управление муниципальным жилищным фондом;

- принять меры по подготовке проекта муниципального нормативного правового акта, регламентирующего порядок формирования муниципального жилищного фонда Полевского городского округа, в том числе установление порядка формирования и учета муниципального жилищного фонда по видам в зависимости от целей использования, определение условий отнесения жилых помещений муниципального жилищного фонда к определенному виду в зависимости от целей использования, установление случаев исключения жилых помещений из состава муниципального жилищного фонда по видам в зависимости от целей использования;

- принять меры по подготовке проекта муниципального нормативного правового акта в целях совершенствования порядка учета объектов муниципальной собственности Полевского городского округа;

- принять меры  по подготовке проекта муниципального нормативного правового акта, регламентирующего порядок предоставления жилых помещений коммерческого использования муниципального жилищного фонда, порядок установления платы за пользование жилым помещением коммерческого использования;

- принять меры к приведению Порядка предоставления организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги, субсидий из бюджета Полевского городского округа на возмещение затрат по содержанию свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда Полевского городского округа, утвержденный постановлением Главы Полевского городского округа от 17 мая 2010 г. № 815 в соответствие с решением Думы Полевского городского округа от 16.04.2009 № 775 «Об утверждении Положения о порядке содержания муниципального жилищного фонда Полевского городского округа», в части, устанавливающей порядок составления перечня свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда Полевского городского округа;

- принять меры к приведению Положения о порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда на территории Полевского городского округа, утвержденного решением Думы Полевского городского  округа от 24 ноября 2007 г. № 497 в соответствие с требованиями ст. 92 Жилищного кодекса РФ и ст. 40 Устава ПГО, в части установления порядка принятия решения об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду и об исключении из него;

- принять меры к приведению решения Думы МО «Город Полевской» от 20.06.2002 № 165 «Об утверждении Положения о реестре собственности МО «Город Полевской» в соответствие требованиям ч.5 ст. 51 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

- принять меры к приведению решения Думы Полевского городского округа от 25.09.2008 г № 662 «Об утверждении Положения о порядке продажи жилых помещений муниципального жилищного фонда Полевского городского округа» в соответствие требованиям федерального закона от 28.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в части, устанавливающей, что требования об определении рыночной стоимости объектов не распространяются на отношения, урегулированные постановлением Главы МО «Город Полевской» от 04.01.2001 г. № 15 «О продаже доли  в праве общей долевой собственности на квартиру»;

- обеспечить соблюдение Положения о порядке содержания муниципального жилищного фонда, утвержденным решением Думы ПГО от 16.04.2009 № 775, в части установления размера платы за пользование жилым помещением для нанимателей жилых помещений по договору найма, заключаемого в зависимости от целей использования муниципального жилищного фонда.

4. Направить  представление Администрации Полевского городского округа, в котором предложить:

- привести в соответствие с требованиями закона Свердловской области от 22 июля 2005 г. № 97-ОЗ «Об учете малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда на территории Свердловской области»:

журнал регистрации заявлений малоимущих граждан о принятии на учет в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда;

книгу учета малоимущих граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда;

ведение дел учета гражданина, подавшего заявление о принятии на учет, отдельно от дел учета малоимущих граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях;

присвоение порядкового номера делам учета граждан, подавших заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда, и делам учета малоимущих граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях;

- обеспечить исполнение решения Думы Полевского городского округа от 16.04.2009 № 775 «Об утверждении Положения о порядке содержания муниципального жилищного фонда Полевского городского округа» в части составления перечня свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда Полевского городского округа;

- обеспечить исполнение Положения об отделе жилищной политики и социальных программ Администрации Полевского городского округа, утвержденного распоряжением Главы ПГО от 16.12.2010 № 149-р в части ведения учета жилых помещений специализированного жилищного фонда Полевского городского округа.

5. Направить  представление начальнику органа местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа, в котором предложить:

- принять меры к исполнению Положения о порядке содержания муниципального жилищного фонда Полевского городского округа, утвержденного решением Думы Полевского городского округа от 16 апреля 2009 г. № 775 в части заключения договора по сбору, учету и перечислению в местный бюджет платы за наем с управляющими организациями, исполнения обязанности в двухнедельный срок сообщать организации, оказывающей жилищно-коммунальные услуги, услуги по содержанию свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда Полевского городского округа о заключении договора социального найма, договора найма и договора специализированного жилого помещения муниципального жилищного фонда Полевского городского округа;

- внести в Реестр муниципального имущества отсутствующие сведения о дате возникновения права муниципальной собственности;

- принять меры к погашению задолженности местного бюджета за оказанные коммунальные услуги и содержание свободных (пустующих) жилых помещений.

- принять меры к взысканию задолженности по платежам, собранным с нанимателей муниципальных жилых помещений, за наем жилых помещений;

- урегулировать отношения в установленном законом порядке с гражданами проживающими по адресу: г. Полевской микрорайон Черемушки, 4-129;   

-  правоотношения по жилым помещениям, расположенным по адресам:         г. Полевской ул. Бажова, 9-79 (дог. № 20-2010 от 24.05.2010), г. Полевской ул. Бажова,9-28 (дог. № 8-2010 от 22.03.2010 г.) привести в соответствие с требованиями решения Думы Полевского городского округа от 09.12.2010 г. № 256 «Об исключении жилого дома из муниципального специализированного жилищного фонда как дома социального использования».  

  

Председатель Счетной палаты

Полевского городского округа                                                                                                 И.М. Зюзева

Интернет ресурсы

Logo data RGB

Разработка и поддержка сайта